Огород у нас большой, целых тридцать соток. Хотя для кого-то может показаться небольшим. Но для бывших городских — это как целая плантация. Прошлой весной у нас оказалось очень много семенной картошки. Часть осталась с прошлого года, еще часть дали соседи, поэтому всего получилось много. Мы решили засадить всю. В итоге получилось огромное поле картофеля. Как-то не ожидали мы таких объемов. Как это потом собирать?
Ну ладно, подумали мы, ведь впереди еще много времени до сентября. Что-то придумаем.
Лето прошло быстро. Близилось время сбора урожая. С трактором договориться не получилось... Я с ужасом представляла, как мы будем это все собирать руками. Нас, можно сказать, два с половиной человека: я, муж и мама. Деревня, где мы живем, — маленькая. Одни бабушки. Даже некого попросить помочь. Мы еще наоборот соседям иногда помогаем.
Я ныла, изводя мужа, что у меня болит спина, и такой объем собрать руками не реально. Все, что он мог сделать, он, конечно, сделал. Купил копалку специальную. Она значительно облегчает работу. А я все так же продолжала мотать нервы и себе, и мужу, что мы не справимся, и все равно нужно добыть трактор. Муж от злости буркнул: «Буду собирать один».
Я думаю, ну Бог же нас учит по всем вопросам обращаться и к Нему. Правда, мне всегда кажется: зачем Бога тревожить в таких бытовых вещах? Но в этой ситуации обращаться мне было уже больше не к кому. Поэтому я начала плакаться Богу. Ругала себя. Зачем столько сажали — не понятно?
Сбор картошки был назначен на завтрашний день. Накануне вечером я встала на молитву и все-таки попросила Бога управить нашу ситуацию, дать силы все это вынести.
Утром, когда мы все проснулись, светило яркое солнце. Погода уже настраивала на хорошее состояние. Я пообещала себе никому не портить настроение, не ныть. Мы все направились на поле. Преступили к делу, а я про себя молилась и просила Бога справиться с этой, на мой взгляд, бесконечной работой.
В какой-то момент я почувствовала такое спокойствие. На улице тоже было тихо, и тепло. Работа на удивление шла очень быстро. Урожай мы собирали пять дней, все той же компанией. А еще я не сказала про наших котиков, которые бегали вокруг нас, и всячески делали вид что они тоже помогают. Все эти дни мы ни разу не поссорились. Была какая-то особенная атмосфера, и мне даже не хотелось, чтоб это все заканчивалось.
В итоге собрали две с половиной тонны картошки. Пока шел процесс соседи подходили и говорили: «Ооо картошка у вас какая хорошая уродилась!»
Еще к нам подошел перекупщик. Предложил у нас закупать картошку. Но мы ему не дали точного ответа. Сами не поняли, почему. А через пару дней к нам обратилась многодетная семья из соседней деревни, просили, чтоб мы им продали. В этом году у них картофель не уродился.
Мы сразу согласились, и отдали им много, много килограммов по самой минимальной цене. Мы им помогли, а они — нам помогли с этими объемами, чтоб наш урожай не пропал.
В таких ситуациях на своей жизненной ситуации убеждаюсь, Господь нам помогает. Берет все тяготы на себя. Даже такие простые, картофельные!
Автор: Мира Муромская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова