Огород у нас большой, целых тридцать соток. Хотя для кого-то может показаться небольшим. Но для бывших городских — это как целая плантация. Прошлой весной у нас оказалось очень много семенной картошки. Часть осталась с прошлого года, еще часть дали соседи, поэтому всего получилось много. Мы решили засадить всю. В итоге получилось огромное поле картофеля. Как-то не ожидали мы таких объемов. Как это потом собирать?
Ну ладно, подумали мы, ведь впереди еще много времени до сентября. Что-то придумаем.
Лето прошло быстро. Близилось время сбора урожая. С трактором договориться не получилось... Я с ужасом представляла, как мы будем это все собирать руками. Нас, можно сказать, два с половиной человека: я, муж и мама. Деревня, где мы живем, — маленькая. Одни бабушки. Даже некого попросить помочь. Мы еще наоборот соседям иногда помогаем.
Я ныла, изводя мужа, что у меня болит спина, и такой объем собрать руками не реально. Все, что он мог сделать, он, конечно, сделал. Купил копалку специальную. Она значительно облегчает работу. А я все так же продолжала мотать нервы и себе, и мужу, что мы не справимся, и все равно нужно добыть трактор. Муж от злости буркнул: «Буду собирать один».
Я думаю, ну Бог же нас учит по всем вопросам обращаться и к Нему. Правда, мне всегда кажется: зачем Бога тревожить в таких бытовых вещах? Но в этой ситуации обращаться мне было уже больше не к кому. Поэтому я начала плакаться Богу. Ругала себя. Зачем столько сажали — не понятно?
Сбор картошки был назначен на завтрашний день. Накануне вечером я встала на молитву и все-таки попросила Бога управить нашу ситуацию, дать силы все это вынести.
Утром, когда мы все проснулись, светило яркое солнце. Погода уже настраивала на хорошее состояние. Я пообещала себе никому не портить настроение, не ныть. Мы все направились на поле. Преступили к делу, а я про себя молилась и просила Бога справиться с этой, на мой взгляд, бесконечной работой.
В какой-то момент я почувствовала такое спокойствие. На улице тоже было тихо, и тепло. Работа на удивление шла очень быстро. Урожай мы собирали пять дней, все той же компанией. А еще я не сказала про наших котиков, которые бегали вокруг нас, и всячески делали вид что они тоже помогают. Все эти дни мы ни разу не поссорились. Была какая-то особенная атмосфера, и мне даже не хотелось, чтоб это все заканчивалось.
В итоге собрали две с половиной тонны картошки. Пока шел процесс соседи подходили и говорили: «Ооо картошка у вас какая хорошая уродилась!»
Еще к нам подошел перекупщик. Предложил у нас закупать картошку. Но мы ему не дали точного ответа. Сами не поняли, почему. А через пару дней к нам обратилась многодетная семья из соседней деревни, просили, чтоб мы им продали. В этом году у них картофель не уродился.
Мы сразу согласились, и отдали им много, много килограммов по самой минимальной цене. Мы им помогли, а они — нам помогли с этими объемами, чтоб наш урожай не пропал.
В таких ситуациях на своей жизненной ситуации убеждаюсь, Господь нам помогает. Берет все тяготы на себя. Даже такие простые, картофельные!
Автор: Мира Муромская
Все выпуски программы Частное мнение
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.