
«Серёжа», студия Мосфильм, режиссёр Игорь Таланкин, Георгий Данелия
— Ты чего сегодня такой?
— У него мать женилась.
— На ком женилась?
— На Коростелёве. Директоре совхоза «Ясный берег».
— А, переживает Серёжка.
— А ему чего? Как жил, так и будет жить, какое ему дело.
— Не переживай, Сергей. Он дядька ничего себе — по лицу видать.
Пятилетний Серёжа пытается свыкнуться с новой реальностью. Мама вышла замуж. Теперь вместе с ними будет жить Дмитрий Корнеевич Коростелёв, которого Серёже велено называть папой. И вроде бы друг Васька прав — Коростелёв, кажется, хороший человек. Общается доброжелательно. И даже обещал купить велосипед. Но всё равно своим маленьким детским сердцем Серёжа чувствует, что жизнь его должна теперь измениться. Светловолосый мальчуган с не по годам серьёзным взглядом — герой кинофильма, который так и называется: «Серёжа». В 1960-м году его сняли два молодых режиссёра-однокурсника, Георгий Данелия и Игорь Таланкин. Фильм стал их дебютной полнометражной работой. В основу картины легла одноимённая повесть писательницы Веры Пановой. Игорь Таланкин прочёл её в литературном журнале «Новый мир». Простая, казалось бы, история из жизни маленького мальчика, захватила его. Таланкин дал почитать повесть Данелии. И тот тоже не смог от неё оторваться. Друзья решили делать фильм. Георгий Данелия впоследствии рассказывал, что повесть покорила их своим эмоциональным строем: добротой, искренностью, человечностью. Всё это коллеги-режиссёры захотели воплотить на экране. И у них получилось! Картину полюбили зрители. Она завоевала награды нескольких крупных отечественных и зарубежных кинофестивалей. Фильм стал мировой классикой. И сегодня, спустя полвека, смотрится на одном дыхании.
Казалось бы — почему? Может быть, потому, что в фильме «Серёжа» режиссёры впервые в истории кино использовали приём, который условно можно назвать «мир глазами ребёнка». Операторы даже съёмку вели с ракурса «снизу вверх», чтобы зрители почувствовали себя одного роста с маленьким главным героем. Но всё-таки дело не только в этом. Просто у картины, что называется, есть душа. Есть настроение — светлое, доброе. В ней есть любовь. И это сразу же чувствуют зрители. Белокурый мальчуган Серёжа становится родным. И за его приключениями наблюдаешь с волнением. А ими жизнь Серёжи буквально наполнена. То он залезает на колокольню и звонит в колокол, приводя в полную готовность местную пожарную бригаду. То с помощью друзей превращает новенький велосипед, купленный отчимом, в груду запчастей. Кстати, сюжетная линия взаимоотношений Серёжи и Коростелёва — самая трогательная. В какой-то момент отчим становится для мальчика самым близким человеком. А потом наступает момент, от которого замирает сердце не только у Серёжи, но и у зрителей. Мальчик неожиданно узнаёт, что Коростелёва переводят в другой колхоз. Далеко — на север, в Холмогоры. Но Серёжа рад! В одном из эпизодов он делится этой радостью с матерью.
— Мы едем в Холмогоры?
— Серёженька, папу переводят туда на работу.
— И мы с ним?
— Ну, а как же его оставишь одного? Ведь ему плохо будет одному. Придёт папа домой, а дома никого нет, и не прибрано, и поговорить не с кем, и покормить некому. И станет бедному папе грустно-грустно... Я поеду с ним.
— А я? А я?! А я?!!!
В одно мгновение жизнь мальчика меняется. А что будет дальше — лучше узнать не от меня, а из замечательного фильма «Серёжа», снятого Георгием Данелией и Игорем Таланкиным. Кстати, на роль Серёжи они после долгих поисков взяли замечательного паренька Борю Бархатова. Пятилетний актёр не играет, а живёт в кадре. А помогают ему опытные, известные артисты — Сергей Бондарчук в роли Коростелёва и актриса Ирина Скобцева, которая сыграла маму Серёжи. Между прочим, картину в своё время высоко оценил мэтр отечественной режиссуры, Михаил Ромм. Он отмечал, что в фильме «Серёжа» режиссёры говорят со зрителем вроде бы о самых обыкновенных вещах. Но при этом показывают, насколько глубоким и неординарным может быть такой разговор. И я думаю, что присоединиться к нему стоит всем нам, посмотрев фильм Георгия Данелии и Игоря Таланкина «Серёжа».
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема