
Апостол Пётр
2 Пет., 67 зач., II, 9-22.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В двадцатые годы прошлого века, когда в нашей стране советское государство решило искоренить религию, за дело взялись весьма талантливые пропагандисты, они, как казалось им самим, объяснили суть всякой религии, среди прочего, они объясняли религию как то, что навязано правящим классом для удержания простых людей в страхе и подчинении. Если мы откроем апостольские послания, то мы поймём: эти советские антирелигиозные агитаторы прекрасно знали книги Нового Завета, они знали, что святые апостолы призывали повиноваться властям и ни в коем случае не злословить начальствующих. Однако за этими апостольскими призывами стоит отнюдь не стремление подчинить одних людей другим, слова апостолов вытекают из их глубокого понимания устройства нашего мира. Давайте послушаем звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 2-й главы Второго соборного послания апостола Петра, и попытаемся понять, какая идея стояла за словами святого апостола о необходимости подчинения начальствующим.
Глава 2.
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
Появление этого отрывка послания апостола Петра было вызвано необходимостью обличения лжеучителей. Довольно непросто с точностью сказать о том, каково было учение этих людей, но из слов апостола ясно, что лжеучители вносили нестроения в церковную среду, ясно и то, что эти люди были самозванцами. Здесь апостол Пётр напоминает крайне важный принцип устройства любого человеческого общества, который заключается в том, что всякое общество обладает своей иерархией, и попытки каким-то образом нарушить иерархию — это вовсе не то, что может быть угодно Богу, кроме того, такие попытки попросту опасны, они неспособны привести к чему-либо доброму. На слова апостола Петра обращали пристальное внимание те русские церковные писатели, которые жили в начале прошлого века, они указывали, что современная им политическая действительность во многом была предсказана святым апостолом.
По прошествии века мы легко можем убедиться, что наши предшественники не ошибались в своей трактовке апостольских слов, действительно, слом существующей государственной иерархии не привёл ни к чему хорошему, напротив, он стал причиной многочисленных бед для нашего народа.
Апостол Пётр в своём послании проницательно указал причины, которые толкают людей на борьбу с существующим порядком, и эти причины имеют отнюдь не возвышенный характер, диагноз, озвученный апостолом, звучит так: «Они полагают удовольствие во вседневной роскоши» (2Пет. 2:13). Именно так всё и бывает: те, кто указывает на несправедливость существующего общественного порядка, через массу преступлений оказываясь у власти, начинают вести жизнь, мягко говоря, далёкую от аскетизма, из чего становится ясно, что они вовсе не были идеалистами, и их возвышенные слова ничего общего не имели с их реальными устремлениями. Примеров подобного рода — бесчисленное множество.
Однако, общие размышления и обращение к истории — это не единственные причины, по которым апостол Пётр и Церковь восстают против попыток нарушения земной иерархии. Есть и ещё одна причина, значительно более важная, она восходит к тому образу бытия, который существует изначально: есть Творец всего Бог, есть ангельские силы, есть люди и есть бессловесные животные. Вся эта система пребывала в гармонии ровно до той поры, пока не начались восстания против установленного Богом порядка, сперва соблазн восстания поразил высших ангелов, а потом и первых людей. Смыслом же бунта против Бога был лишь сам бунт, потому как Бога невозможно обвинить в неправильном управлении тем, что Он Сам же и создал. Болезни, трагедии, смерть — вот результаты этого бунта, их мы можем наблюдать в самих себе ежесекундно. Христос пришёл для того, чтобы через абсолютное послушание Богу-Отцу сломить тот ужасный порядок бытия, который стал следствием нарушения установленной Богом иерархии. У Спасителя получилось это сделать, но воспользоваться плодами Его подвига можно лишь пройдя по тому же самому пути — абсолютного послушания Богу через принятие установленного Им порядка.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— День Казанской иконы Богородицы и День народного единства;
— Праздники как часть церковной и общественной жизни;
— Положение Украинской Православной Церкви сегодня и реакция общества в мире;
— Возрождение разрушенных храмов.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 07.11.2025». Алена Рыпова, Ольга Зайцева
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Наталия Лангаммер, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— Реалити-сериал «Монастыринг»;
— Лекторий Академии журнала «Фома»;
— Профессии в области медиа — как учиться?
— День рождения Ф.М. Достоевского.
Все выпуски программы Журнал
Как не обижаться на духовника. Клим Палеха
Однажды мне позвонил духовник и попросил финансово помочь в восстановлении храма. У меня самого в тот момент с деньгами были трудности. Пришлось отказать. Батюшка не стал спрашивать о причинах моих проблем и повесил трубку. Признаюсь честно — это смутило.
Через несколько часов он перезвонил и извинился. Оказалось, что наш разговор прервался из-за срочного дела батюшки. Я же, за это время успел осудить своего духовника и заподозрить его в корысти. Особенно стыдно стало, когда, расспросив о моих проблемах, он сам предложил помочь.
— Батюшка, я о Вас плохо подумал — признался я ему. Как бы впредь избежать таких помыслов?
Он принял это доброжелательно и поделился своими истинными мотивами.
— Мне от тебя не только ведь деньги нужны были, а чтобы ты сделал то, что приблизит тебя к Богу, — сказал батюшка и добавил, — всегда надо помнить, что первостепенной задачей дьявола является разлучение священника с его духовным чадом.
Позже у Преподобного Феодора Эдесского я прочитал такие слова о духовнике:
«Не будь судьею дел отца твоего... Демоны начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его... или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели».
После того, как батюшка попросил помочь храму и прервал разговор, я должен был задуматься, почему меня это смутило? Но вместо этого стал осуждать и подозревать. То есть, принял вредные помыслы, согласился с ними.
Правильный ход мыслей неизбежно привёл бы меня к осознанию собственных грехов. В данном случае — эгоизма и мнительности. Они могут испортить отношения со священником. Важно их вовремя заметить и пресечь.
С того момента, слова или действия духовника, которые меня смущают, я воспринимаю, как повод посмотреть в себя, найти свою болезнь.
Но, если и это не помогает, прямо обсуждаю это с духовником. Так и говорю: «Батюшка, меня смутило то-то и то-то...», — и мы разбираемся вместе.
Главное помнить, что Господь посылает испытания не для того, чтобы выбить нас из колеи, а чтобы избавить от страстей. Наша задача — увидеть их и сделать правильные выводы.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение







