Картина «В Крымских горах» — это последняя работа Фёдора Васильева. Молодой художник уже понимал, что жизнь его подходит к концу: тяжёлая болезнь с каждым днём отнимала всё больше сил. Что же мастер хотел сказать нам этим крымским пейзажем?

— Маргарита Константиновна, помните, мы как-то беседовали с вами о художнике Фёдоре Васильеве?
— Конечно, помню, Ваня. Мы обсуждали с тобой здесь же, в Третьяковской галерее, картину «Мокрый луг».
— Вы тогда рассказали, что художник написал этот пейзаж по памяти, находясь на лечении в Крыму.
— Верно. В 1871 году Федор Васильев переселился по настоянию врачей из Санкт-Петербурга на черноморское побережье, а сердцем как будто остался на родине. Он писал другу, художнику Ивану Крамскому: «Если бы вы знали, как трудно мне жить в Ялте!» И в творчестве вновь и вновь возвращался к неброской красоте севера.
— Но почему? Ведь Крым прекрасен! Неужели у Васильева нет ни одной картины с южными видами?
— Конечно, есть! В основном они созданы по заказам. Художник много работал, чтобы прокормить семью — маму и младшего брата. Но одна картина, написанная с натуры в окрестностях Ялты, особенная. Называется она «В Крымских горах».
— Интересно было бы её увидеть!
— Это нетрудно. Работа выставлена здесь, в Третьяковской галерее. Пойдем, покажу. Вот, оцени!
— Как неожиданно! Я думал, что сейчас увижу море, цветущие долины, залитые солнцем! А тут вдруг скалистые склоны, пыльная дорога в горах, по ней движется повозка, в которую запряжены волы. Однообразные коричневые тона.
— Это однообразие кажущееся. Если присмотреться внимательно, землистый фон нижней части картины «В Крымских горах» состоит из множества цветов. Здесь и зелёный, и сиреневый, и золотистый, и голубой. А уж верхняя половина полотна и вовсе поражает разнообразием красок.
— И правда, какое выразительное небо на картине! Похоже на перламутр. Странно, что я сразу этого не заметил.
— Это как раз закономерно, Ваня. Картина «В Крымских горах» выстроена так, что внимание человека, впервые оказавшегося перед ней, сначала поневоле приковано к нижней, земной части.
— Как это?
— А вот, посмотри. Полотно вытянуто по вертикали. Нужно поднять голову вверх, чтобы увидеть небо. Но этому как будто препятствует глубокая тень в середине картины. Она проходит по диагонали и возвращается по нижнему краю. Обрамляет, подчеркивает сцену, которая разворачивается на горной дороге: белые тучные волы тянут тяжёлую арбу. Зритель, послушный приёму художника, останавливает взгляд на повозке.
— И не замечает удивительную игру солнца в облаках!
— Но только какое-то время. Видишь четыре сосны в центре изображения? Тонкие высокие стволы берут своё начало в густой тени и устремляются к свету. Они похожи на стрелы, которые указывают, что самое важное на картине.
— Небо?
— Конечно. Причем, не просто как атмосферное явление, а как образ Горнего мира, который ожидает человека по исходе из земного бытия. Эта тема волновала молодого художника, ведь жить ему оставалось недолго.
— И он это понимал?
— Да, Фёдор Васильев ясно осознавал, что стоит на пороге смерти. Он стремительно угасал и умер осенью 1873-го, через полгода после завершения картины «В Крымских горах». Этот шедевр, ставший достоянием Третьяковской галереи, часто называют духовным завещанием художника.
— И что же он завещал?
— Федор Васильев словно говорит в своём произведении: «Когда земная ноша тяжела, и чёрная тень нависла над тобой, найди в себе силы обратить взор ввысь, к небу, к Богу. И для усталой души откроются новые горизонты».
«8-я неделя по Пасхе. День Святой Троицы». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.2:111) и Евангельского (Ин.7:37-52,8:12) чтений в 8-е воскресенье по Пасхе, о дне Святой Троицы, дне Святого Духа а также о днях памяти иконы Божией Матери «Споручница грешных» Корецкая, праведного Иоанна Русского, святителя Луки Войно-Ясенецкого.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Рождение детей и многодетность». Священник Алексей Дудин

Священник Алексей Дудин
Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.
Поговорим о рождении детей, как чуде, данном человеку от Бога, о многодетности и о взаимной поддержке в семье.
Ведущая: Анна Леонтьева
«Клевер ДНК» для учителей. Ольга Пирогова

В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостьей программы «Пайдейя» была директор учебно-методического отдела образовательного проекта «Клевер лаборатория» Ольга Пирогова.
Разговор шел о разных и наиболее интересных подходах к обучению и воспитанию детей, а также о конкурсе на лучшие разработки учителей в области духовно-нравственной культуры «Клевер ДНК» 2025 года.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя