Картина «В Крымских горах» — это последняя работа Фёдора Васильева. Молодой художник уже понимал, что жизнь его подходит к концу: тяжёлая болезнь с каждым днём отнимала всё больше сил. Что же мастер хотел сказать нам этим крымским пейзажем?
— Маргарита Константиновна, помните, мы как-то беседовали с вами о художнике Фёдоре Васильеве?
— Конечно, помню, Ваня. Мы обсуждали с тобой здесь же, в Третьяковской галерее, картину «Мокрый луг».
— Вы тогда рассказали, что художник написал этот пейзаж по памяти, находясь на лечении в Крыму.
— Верно. В 1871 году Федор Васильев переселился по настоянию врачей из Санкт-Петербурга на черноморское побережье, а сердцем как будто остался на родине. Он писал другу, художнику Ивану Крамскому: «Если бы вы знали, как трудно мне жить в Ялте!» И в творчестве вновь и вновь возвращался к неброской красоте севера.
— Но почему? Ведь Крым прекрасен! Неужели у Васильева нет ни одной картины с южными видами?
— Конечно, есть! В основном они созданы по заказам. Художник много работал, чтобы прокормить семью — маму и младшего брата. Но одна картина, написанная с натуры в окрестностях Ялты, особенная. Называется она «В Крымских горах».
— Интересно было бы её увидеть!
— Это нетрудно. Работа выставлена здесь, в Третьяковской галерее. Пойдем, покажу. Вот, оцени!
— Как неожиданно! Я думал, что сейчас увижу море, цветущие долины, залитые солнцем! А тут вдруг скалистые склоны, пыльная дорога в горах, по ней движется повозка, в которую запряжены волы. Однообразные коричневые тона.
— Это однообразие кажущееся. Если присмотреться внимательно, землистый фон нижней части картины «В Крымских горах» состоит из множества цветов. Здесь и зелёный, и сиреневый, и золотистый, и голубой. А уж верхняя половина полотна и вовсе поражает разнообразием красок.
— И правда, какое выразительное небо на картине! Похоже на перламутр. Странно, что я сразу этого не заметил.
— Это как раз закономерно, Ваня. Картина «В Крымских горах» выстроена так, что внимание человека, впервые оказавшегося перед ней, сначала поневоле приковано к нижней, земной части.
— Как это?
— А вот, посмотри. Полотно вытянуто по вертикали. Нужно поднять голову вверх, чтобы увидеть небо. Но этому как будто препятствует глубокая тень в середине картины. Она проходит по диагонали и возвращается по нижнему краю. Обрамляет, подчеркивает сцену, которая разворачивается на горной дороге: белые тучные волы тянут тяжёлую арбу. Зритель, послушный приёму художника, останавливает взгляд на повозке.
— И не замечает удивительную игру солнца в облаках!
— Но только какое-то время. Видишь четыре сосны в центре изображения? Тонкие высокие стволы берут своё начало в густой тени и устремляются к свету. Они похожи на стрелы, которые указывают, что самое важное на картине.
— Небо?
— Конечно. Причем, не просто как атмосферное явление, а как образ Горнего мира, который ожидает человека по исходе из земного бытия. Эта тема волновала молодого художника, ведь жить ему оставалось недолго.
— И он это понимал?
— Да, Фёдор Васильев ясно осознавал, что стоит на пороге смерти. Он стремительно угасал и умер осенью 1873-го, через полгода после завершения картины «В Крымских горах». Этот шедевр, ставший достоянием Третьяковской галереи, часто называют духовным завещанием художника.
— И что же он завещал?
— Федор Васильев словно говорит в своём произведении: «Когда земная ноша тяжела, и чёрная тень нависла над тобой, найди в себе силы обратить взор ввысь, к небу, к Богу. И для усталой души откроются новые горизонты».
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM