2 Тим., 296 зач., III, 10-15.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если мы с вами откроем жития святых и начнём их внимательно читать, то мы заметим одну чрезвычайно важную деталь: среди святых нет тех людей, жизненный путь которых был от и до в житейском смысле радостным и безоблачным. Мы увидим, что все святые претерпевали в своей жизни те или иные сложности, которые были следствием их христианского подвига. Некоторым такое положение дел кажется странным и неестественным, однако такое воззрение ошибочно, на его ошибочность указывал ещё святой апостол Павел. Он сделал это в том отрывке 3-й главы Второго послания к Тимофею, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 3.
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
Обращаясь в только что прозвучавшем отрывке к своему ученику Тимофею, апостол Павел имел своей целью поддержать Тимофея в его ревности к христианской жизни и к проповеди Христа Воскресшего. Однако делает это святой апостол не просто некоторыми общими вдохновляющими словами, а указанием на печальные эпизоды собственной биографии, Павел упомянул страдания, постигшие его «в Антиохии, Иконии, Листрах». При этом Павел не пытался дать Тимофею такую инструкцию, которая помогла бы ему избежать подобной участи, то есть страданий и гонений, апостол делает другое: увещевает Тимофея подражать Павлу в основных христианских добродетелях и не страшиться того, что может выпасть на его долю. А в том, что Тимофею придётся многое пережить, Павел не сомневался, потому-то он и написал, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3:12). На этом мысль апостола не остановилась, и он её продолжил: «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле» (2Тим. 3:13).
Эти слова святого апостола зачастую бывают незамеченными нашими современниками, а потому, если спросить людей об их причинах посещения храмов, мы, как правило, услышим рассуждения о том, что приходящие нуждаются в Божией помощи в своих повседневных делах, и обращение за помощью является основным движущим мотивом для прихода в храмы. Бог, действительно, способен помочь в осуществлении наших благих намерений, но только в том случае, если таковая помощь способствует достижению основной цели жизни человека: познанию Бога и устремлению к неотмирному Христову Царству. Так, Бог помогал апостолу Павлу в его проповеди, Христос подкреплял слова апостола чудесами, делал его неуязвимым в путешествиях, дал возможность пережить кораблекрушение, помогал апостолу множеством иных способов, но при этом не избавлял его от гонений, страданий и поношений, не избавил Господь Павла и от насильственной смерти. Почему же так? Почему помощь Бога святому апостолу была столь избирательной?
Ответ на этот вопрос может быть двояким. Во-первых, и Сам Христос во время Своей земной проповеди не использовал Свою силу для Себя Самого. Он помогал другим, но никогда Себе. Очевидно, что Его ученики должны поступать схожим образом, и Господь не препятствовал им следовать Его примеру. Во-вторых, перенесённые апостолом Павлом страдания и гонения помогли ему очистить свою душу от неизбежных для любого человека грехов и страстей, помогли утвердиться в вере, духовно окрепнуть и стать способным войти в Христово Царство.
Подобным образом Бог поступал и со всеми другими святыми. А потому, если мы хотим в конечном итоге оказаться там же, где и они, нам не стоит пытаться искать в Евангелии рецепт житейского благополучия, а искать лишь то, что оно действительно может нам дать — описание пути в Царство Небесное. Дай нам всем Бог, укрепившись примеров апостолов и всех святых, не побояться пойти по этому пути и обрести непоколебимую радость о Христе Воскресшем!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Олень Эдик. Дарья Кравченко
Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё дорогу к храму. Возили на службы ко причастию. Не читали длинные проповеди о вере, но утром вместе молились перед тем, как съесть манную кашу, на ночь читали детскую Библию, рассматривали картинки и отвечали на вопросы о Боге. Мы ждали, пока Ариша сможет осознанно обратиться к Богу. И вот однажды она потеряла свою любимую игрушку — плюшевого оленя Эдика.
Олень — не просто мягкая игрушка нашей Ариши, он — член нашей семьи! Плюшевый друг не раз выручал в длинных поездках, часто был хорошим компаньоном во время обеда, вместе с ним мы делали болючие прививки. Наш старенький друг всегда был готов подставить плечо! Каждую ночь Аришка засыпала только с ним. Обычная игрушка, стала неотъемлемой частью нашей жизни!
Однажды после воскресной службы мы отправились в магазин, чтобы побаловать Аришу. Дочка настолько была увлечена выбором шоколадных конфет в магазине, что не заметила, как уронила свою любимую игрушку. Мы пришли домой, разделись, отдали Арине купленные подарки, и тут... мы с мужем переглянулись. Оленя нет. «В сумке есть? Может в пакете?» — озадаченно спрашивала я. «Судя по всему потеряли...» — тихо ответил супруг.
Конечно Арина расплакалась по поводу пропажи оленя. Не успокоить. Для нашей семьи — это была настоящая драма, потому что заснуть без него не сможет, в детском саду будут слезы, обеденный сон без игрушки тоже не состоится. В общем, целый набор неприятностей из — за плюшевого оленя нам был обеспечен.
Муж побежал в магазин, несмотря на то, что надежды найти игрушку в крупном супермаркете практически не было. Но вдруг кто-то нашел.
Смотря, на рыдающую Аришку, я сказала: «Иди к иконкам и попроси у Боженьки вернуть Игоря». Арина побежала в комнату с иконами и начала лепетать: «Бога, дай мне Эдю». Еле выговаривая, она повторяла слова, как молитву. В тот момент я сама молила лишь бы этот олень нашёлся!
Через 10 минут позвонил муж и сказал, что везет игрушку домой. Оказывается, кто-то случайно подобрал Оленя и оставил на кассе в магазине! Радости не было предела. Тогда мне вспомнились слова Владыки Василия Родзянко: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». С тех пор у Арины с Боженькой особые отношения.
Ариша спрашивала «Когда мы пойдем к Боженьке?». И мы ехали в храм. С вечера мы выбирали наряд для похода на литургию. Вешали на стульчик платье и косынку. Мы приезжали за час до причастия, чтобы она понимала, где она, и что будет происходить на службе.
В храме девочка крестилась иногда правой иногда левой рукой, пела церковные песни на свой лад, но с чистым сердцем. Я не дергала, не заставляла поменять руки или петь чуть тише во время службы. В те минуты, когда она своим чистым детским сердечком молилась, я тихо умилялась со стороны. Перед сном вместе с Ариной мы пели короткие «Господи помилуй».
Пройдет еще несколько лет, и мы отпустим Аришу во взрослую, такую прекрасную, непредсказуемую жизнь. И главными людьми в ее жизни будут уже не папа с мамой, а друг Саша или верная подруга Аня. А мы будем надеяться, что Арина не забудет дорогу к храму и с Божьей помощью сохранит, ту чистую, искреннюю веру в Бога.
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
17 мая. О значении Акта о каноническом общении
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали «Акт о каноническом общении».
О значении этого события, — протоиерей Артемий Владимиров.
17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков.
О её подвиге, — священник Августин Соколовски.