
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Тим., 296 зач., III, 10-15.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если мы с вами откроем жития святых и начнём их внимательно читать, то мы заметим одну чрезвычайно важную деталь: среди святых нет тех людей, жизненный путь которых был от и до в житейском смысле радостным и безоблачным. Мы увидим, что все святые претерпевали в своей жизни те или иные сложности, которые были следствием их христианского подвига. Некоторым такое положение дел кажется странным и неестественным, однако такое воззрение ошибочно, на его ошибочность указывал ещё святой апостол Павел. Он сделал это в том отрывке 3-й главы Второго послания к Тимофею, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 3.
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
Обращаясь в только что прозвучавшем отрывке к своему ученику Тимофею, апостол Павел имел своей целью поддержать Тимофея в его ревности к христианской жизни и к проповеди Христа Воскресшего. Однако делает это святой апостол не просто некоторыми общими вдохновляющими словами, а указанием на печальные эпизоды собственной биографии, Павел упомянул страдания, постигшие его «в Антиохии, Иконии, Листрах». При этом Павел не пытался дать Тимофею такую инструкцию, которая помогла бы ему избежать подобной участи, то есть страданий и гонений, апостол делает другое: увещевает Тимофея подражать Павлу в основных христианских добродетелях и не страшиться того, что может выпасть на его долю. А в том, что Тимофею придётся многое пережить, Павел не сомневался, потому-то он и написал, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3:12). На этом мысль апостола не остановилась, и он её продолжил: «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле» (2Тим. 3:13).
Эти слова святого апостола зачастую бывают незамеченными нашими современниками, а потому, если спросить людей об их причинах посещения храмов, мы, как правило, услышим рассуждения о том, что приходящие нуждаются в Божией помощи в своих повседневных делах, и обращение за помощью является основным движущим мотивом для прихода в храмы. Бог, действительно, способен помочь в осуществлении наших благих намерений, но только в том случае, если таковая помощь способствует достижению основной цели жизни человека: познанию Бога и устремлению к неотмирному Христову Царству. Так, Бог помогал апостолу Павлу в его проповеди, Христос подкреплял слова апостола чудесами, делал его неуязвимым в путешествиях, дал возможность пережить кораблекрушение, помогал апостолу множеством иных способов, но при этом не избавлял его от гонений, страданий и поношений, не избавил Господь Павла и от насильственной смерти. Почему же так? Почему помощь Бога святому апостолу была столь избирательной?
Ответ на этот вопрос может быть двояким. Во-первых, и Сам Христос во время Своей земной проповеди не использовал Свою силу для Себя Самого. Он помогал другим, но никогда Себе. Очевидно, что Его ученики должны поступать схожим образом, и Господь не препятствовал им следовать Его примеру. Во-вторых, перенесённые апостолом Павлом страдания и гонения помогли ему очистить свою душу от неизбежных для любого человека грехов и страстей, помогли утвердиться в вере, духовно окрепнуть и стать способным войти в Христово Царство.
Подобным образом Бог поступал и со всеми другими святыми. А потому, если мы хотим в конечном итоге оказаться там же, где и они, нам не стоит пытаться искать в Евангелии рецепт житейского благополучия, а искать лишь то, что оно действительно может нам дать — описание пути в Царство Небесное. Дай нам всем Бог, укрепившись примеров апостолов и всех святых, не побояться пойти по этому пути и обрести непоколебимую радость о Христе Воскресшем!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
7 апреля. Об отношении мудрого к обличению

В 9-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Обличай мудрого, и он возлюбит тебя».
Об отношении мудрого к обличению — протоиерей Максим Горожанкин.
Какую сложную тему поднимает премудрый Соломон? Обличай мудрого, и он возлюбит тебя. Если мы посмотрим на себя, на каждого из нас, то увидим, что очень непросто бывает услышать слова обличения даже от самого родного или близкого человека. Когда тебя обличают, как бы естественной реакцией видится протест, если даже не гнев. А вот премудрый Соломон говорит о том, что свойством мудрого человека является здравая реакция на обличение. То есть, именно мудрый человек понимает, что ему есть куда расти. И обличение воспринимает как точку роста, а не как то, что будет препятствовать этому самому росту.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 апреля. О любви Патриарха Московского и всея Руси Тихона к Богородице

Сегодня 7 апреля. Преставление Патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина).
О любви святителя к Богородице — игумен Лука (Степанов).
С детства, являясь благоговейнейшим христианином, будущий Патриарх чтил особо Богородицу. Его душа, светлая, чистая, была особенно близка к ней. И получилось так, что некоторые особенно знаменательные ее праздники стали особыми вехами и в его жизни, в жизни всей нашей Церкви. Он особо почитал праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. И именно в этот день, по новому стилю 4 декабря, 1917 года состоялась интронизация новоизбранного святейшего Патриарха Тихона. Этот день оставался уже навсегда им почитаемым, особо чтимым и в связи уже с этой интронизацией. И сохранилось для истории немало слов его обращений как раз в этот праздник, когда к нему было особое внимание уже в последующие годы приковано и от поздравителей с днем интронизации. Ну а для всей Церкви это величественное событие возрождения патриаршества. Кроме того, на Благовещение Пресвятой Богородицы Господь его святую душу призвал в небесные обители, так что его упование на попечение Богородицы оказалось здесь оправданным в такой светлый Богородичный праздник. Душа его чистая и уже истрадавшаяся, и много потерпевшая за Господа и за Церковь, была взята в небесные обители.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 апреля. О духовном смысле праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

Сегодня 7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — протоиерей Василий Гелеван.
Дева Мария избранница от всего человеческого рода, чтобы стать Матерью Божьей, чтобы родить Бога, стать Богородицей, заслужила такую честь своим великим смирением. Священный сюжет — это не только история, это еще и нравственный урок для нас. Нас вдохновляет ее, Богородичная, готовность принять волю Божью, ее человеческая скромность и даже ее трудолюбие. Она стремилась избегать праздности и каждую минуту занимала свои руки трудом. Предание гласит, что в момент Благовещения Дева Мария занималась пряжей. На иконе так и изображают ее с клубком ниток в руках. Есть и вторая версия, что в этот момент Дева Мария набирала воду из колодца. Как там было точно, мы не можем сказать. Одно ясно — Мария Дева избегала праздности. Люди ждали этого дня с момента, как начали делать свои первые шаги на земле. Благая весть — это начало Евангелия, исполнение обещания о том, что семя жены сотрет змея.
Все выпуски программы Актуальная тема