
Фото: PxHere
Священник Григорий Амфитеатров, настоятель Покровской церкви села Высокое, что в Орловской губернии, вышел на крыльцо своего дома. Полной грудью вдохнул свежий весенний воздух, поднял глаза к голубому апрельскому небу и дрожащим от радости и волнения голосом вознёс Господу благодарственную молитву. Только что у отца Георгия родился сын.
Мальчика нарекли Фёдором. Супруга отца Георгия, матушка Анастасия, беспокоилась за сына — ребёнок появился на свет слабеньким. Счастливый отец утешал жену. «Не бойся, уповай на Бога, и посмотришь ещё, какой богатырь у нас с тобой вырастет», — говорил он. Так и случилось. Постепенно младенец становился крепче. Время летело быстро, и вот уже маленький Федя научился ходить и говорить. Однажды, когда малыш, играя, лепетал что-то, родители ясно услышали, как, забавно коверкая звуки, он произнёс название их церкви: Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь была для Феди вторым домом. По утрам он просыпался чуть свет, чтобы проводить отца в храм. А потом за руку с матушкой сам радостно спешил на Литургию.
Когда мальчик подрос, родители стали доверять ему работу по хозяйству. У Амфитеатровых была большая пасека. Однажды утром отец отправил Фёдора стеречь ульи. Федя взял с собою книгу с житиями святых. Удобно устроившись в тени, мальчик открыл книгу и погрузился в чтение. Между тем, наступил полдень. Родители ждали сына к обеду, а он всё не шёл. Тогда отец решил сам сходить за столь усердным помощником. И обнаружил сторожа... крепко спящим, а один из ульев — пустым. Отец Георгий разбудил сына и стал сокрушаться, что рой теперь наверняка кто-нибудь перехватил. А Фёдор с кротостью отвечал «Что же худого, если рой теперь у других людей? Может статься, они бедны и нуждаются...» Отца поразили мудрые слова мальчика.
После этого случая родители по-особенному стали относиться к Фёдору. «Добрый он, мой сыночек Феденька, — говорил отец знакомым. — Дай Бог всякому православному иметь такое утешение в жизни семейной!» Присматриваясь к сыну, отец и мать стали замечать, что он любит уединение, а чтение Священного Писания предпочитает прогулкам и играм. Однажды отцу Георгию за каким-то делом срочно понадобился Фёдор. Но мальчика нигде не было. Отец искал сына во дворе, в саду, на пасеке — всё безрезультатно. Тогда он решил подняться на сарай, чтобы осмотреть окрестности сверху. «Гляжу — вот он, мой голубчик, стоит в зарослях травы на коленях и Богу молится», — вспоминал отец Георгий. Не раз между собою родители Фёдора говорили о том, что сын, того и гляди, попросится в монастырь.
Так и вышло. Фёдор получил образование — окончил Духовное училище и семинарию — и вернулся домой. Матушка Анастасия к тому времени скончалась. Отец Георгий надеялся устроить сына и решил искать ему невесту. А Фёдор, хоть и давно мечтал о монашестве, из любви к родителю не посмел ему перечить. Однако время шло, а сватовство не ладилось. И однажды, после очередного неудачного визита к потенциальной невесте, Фёдор упал отцу в ноги и попросил отпустить его в монастырь. Тогда отец Георгий снял с полки образ Спасителя и со слезами благословил сына на постриг.
В монашестве Фёдор получил имя Филарет, в честь своего любимого святого — Филарета Милостивого. Через многие годы, пройдя длинный духовный путь и став митрополитом Киевским, он будет с любовью вспоминать отцовский дом. Будет мечтать о том, чтобы, как в детстве, оказаться на пасеке и уснуть на ворохе сена, вдыхая сладкий запах пчелиного мёда. А его отец в сердечной простоте и любви к своему сыну скажет: «Каков был Феденькой, таков и остался Филаретом. Да кажется, ещё лучше стал».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема