
«Адмирал Нахимов», студия Мосфильм, режиссёр Всеволод Пудовкин
— Черноморский флот в учении всегда был отличен, чем я справедливо гордился и горжусь. Пришла пора применить ученье к делу. В успехе не сомневаюсь. Итак, завтра мы атакуем.
1853 год. Турция объявила России войну. Черноморскому флоту предстоит вступить в бой с противником, чей флот в несколько раз превосходит по численности русские эскадры. Возможен ли успех в сражении при столь неравной расстановке сил? Одним из тех, кто безоговорочно верил в победу, был адмирал Павел Степанович Нахимов. Только что мы услышали фрагмент из картины, которая так и называется: «Адмирал Нахимов». В 1946 году фильм о великом флотоводце снял режиссёр Всеволод Пудовкин.
Когда смотришь этот чёрно-белый фильм, с трудом верится, что ему уже больше семидесяти лет. Настолько он живой и динамичный. Картина покорит и любителей масштабных батальных сцен, и ценителей тонкой прорисовки характеров киногероев.
Создавая образ адмирала, режиссёр тщательно изучал его биографию. Пудовкин говорил: «Когда читаешь воспоминания современников Нахимова, раскрывается связь каждой его мысли, каждого поступка с его беспредельной любовью к Родине». Режиссёр сумел воплотить в своей картине то, как эту любовь и готовность стоять за отчизну до конца, Нахимов передавал своим подчинённым. Глядя на адмирала, который сам не боялся вражеских пуль, матросы бесстрашно шли в атаку и храбро сражались за родную землю. В фильме есть эпизод, когда во время битвы под Севастополем к командующему британской армией лорду Реглану врывается французский маршал Сент-Арно. Он весьма эмоционально требует от англичан решительных действий, ведь, несмотря на все старания, русские не сдаются. И лорд делает потрясающее признание:
— Ушёл?
— Ушёл, милорд. Ушёл, ушёл наконец.
— Какой блестящий темперамент...
— Чуть не отправил вас на тот свет, милорд.
— Днём раньше, днём позже... Это неважно. Важно совсем другое. Эти русские, действительно, с каждым месяцем дерутся не хуже, а лучше. Я не представляю себе, какие новые бедствия могли бы сломить их. Это великая нация.
Всеволод Пудовкин мастерски воплотил в фильме образ простого русского моряка. К примеру, матрос Пётр Кошка — добродушный, по-детски наивный, он палит из пушки по врагам, неизменно приговаривая: «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». И в этой, казалось бы, мелкой детали, открывается главное: великие победы в нашей истории добывались с именем Бога на устах. По известным причинам режиссёр не мог сказать напрямую об этом в советском фильме.
Всеволод Пудовкин рассказывал, что постановка киноленты «Адмирал Нахимов» была непростой и с технической точки зрения. Так, например, для массовых сцен потребовалось более 2000 моряков. Помог советский морской флот. Он же предоставил для съёмок редкие военные парусные суда. За впечатляющие спецэффекты в картине отвечал мастер комбинированных съёмок, постановщик Александр Птушко. А роль великого адмирала исполнил актёр Алексей Дикий, которого Пудовкин выбрал из нескольких десятков претендентов. В результате получилось замечательное, нестареющее кино с глубоким смыслом. Которое обязательно нужно увидеть.
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Вологодская область)
На въезде в вологодский городок Тотьму, на высоком берегу реки Сухоны, стоит удивительной красоты храм с кровлей кирпично-красного цвета и почти чёрными маковками куполов — Церковь Входя Господня в Иерусалим. Кажется, что стоит она не на земле, а белоснежным кораблём торжественно плывёт в прозрачной синеве северного неба.
Входо-Иерусалимский храм ассоциируется с величественным кораблём не случайно. В конце 18 века, когда возводилась эта церковь, город Тотьма был одним из центров отечественного мореходства. Здесь начинался речной путь, ведущий в Северное море. Из Тотьмы по реке Сухоне, а затем — через Каму, уходили суда к берегам Сибири, Дальнего Востока, и тогда ещё русских Аляски и Алеутских островов. Исследователи отправлялись осваивать новые земли и составлять карты. Купцы ехали добывать пушнину. На средства, вырученные от торговли этим ценным товаром, и был возведён в 1791 году Входо-Иерусалимский храм. Финансировали строительство известные в городе купцы, братья Григорий и Пётр Пановы, основатели торговой компании «Русская Америка». Тотемские архитекторы отразили в здании храма Входа Господня в Иерусалим дух города мореходов. Церковь получилась похожей на корабль с мачтами устремлённых в небо куполов. Интересно, что в подобной стилистике построены практически все храмы в Тотьме. Этот архитектурный стиль даже получил впоследствии название «тотемское барокко».
Его отличительной чертой стал способ украшения фасадов особым орнаментом, так называемыми «картушами». Это композиции из переплетения причудливых завитков. Церковь Входа Господня в Иерусалим богата украшена разнообразными видами картушей. Они напоминают узоры, которыми когда-то украшали поля географических карт.
В богоборческие 1930-е храм серьёзно пострадал. К счастью, в начале 70-х годов ХХ столетия власти взяли Входо-Иерусалимскую церковь под государственную охрану. Однако серьёзные реставрационные работы начались только в 1995-м, когда указом Президента Российской Федерации храм Входа Господня в Иерусалим был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Сегодня «тотемский корабль», как часто называют церковь, встречает каждого, кто въезжает в город. Входо-Иерусалимский храм — действующий. Богослужения проходят на втором этаже. А на первом символично расположился Музей мореходов. И после молитвы можно прикоснуться к славным страницам истории города Тотьмы и нашего Отечества.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм святителя Гурия Казанского (деревня Нижний Азъял, республика Марий Эл)
На юго-востоке республики Марий Эл, между деревнями Петъял и Азъял, стоит у подножия лесного холма деревянный храм. Он освящён во имя святителя Гурия, возглавлявшего Казанскую епархию в шестнадцатом веке. Окрашенная в белый цвет и декорированная голубым орнаментом церковь особенно хороша на фоне окружающих берёз и сосен.
Живописный пейзаж и вдохновил в конце девятнадцатого века архиепископа Владимира (Петрова) на строительство храма. Казанский владыка возвращался из миссионерской поездки по Марийской земле, остановился на отдых на поляне близ дороги и подумал, что хорошо бы здесь поставить церковь. В заботах архипастырь отложил задуманное, а вернулся к своей идее спустя несколько лет, сопровождая в путешествии по Поволжью отца Иоанна Кронштадтского. Праведный пастырь поддержал архиепископа Владимира и в 1896 году ландшафт между деревнями Петъял и Азъял украсила церковь Святителя Гурия.
Храм стал духовной опорой для жителей окрестных селений. При нём работала церковноприходская школа и действовала библиотека. После революции 1917 года дружная община много лет активно сопротивлялась закрытию церкви. Богослужения в ней прекратились только в 1936 году, а спустя десять лет возобновились.
Пока храм пустовал, никто не посягнул на его сокровища, а их здесь немало! Ведь в советское время Гурьевский храм стал хранителем святынь из других церквей, пострадавших от безбожной власти. Так, в двадцатые годы здесь оказался один из древних чудотворных списков Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери. Образ спасли от поругания после закрытия Казанской Богородицкой Седмиезерной пустыни, находившейся в тридцати пяти километрах. Когда святыню внесли в Гуриевскую церковь и стали служить молебен, на склоне холма над храмом забил родник. Источник освятили в честь Смоленской иконы Божией Матери. Он и сегодня радует прихожан и паломников чистой целительной водой.
Ещё одна чтимая святыня Гурьевского храма — старинное Распятие. Массивный кипарисовый Крест стоит справа перед иконостасом. На потемневшем от времени дереве чётко видно изображение Спасителя с предстоящими Ему Богородицей и Иоанном Богословом. Где и когда был изготовлен Крест, неизвестно. Его чудесно обрели весной 1926 года. Распятие принесло по реке Свияге во время разлива и прибило к берегу в селе Исаково в Татарстане. Драгоценную находку поместили в местной Богоявленской церкви. Когда же её закрыли в конце пятидесятых годов, Крест перенесли в Гурьевский храм.
О маленькой деревянной церкви в Марийской глубинке не так широко известно. Но многие из тех, кто побывал здесь хоть раз, возвращаются. Ведь так утешительно помолиться под старинными сводами, преклонить колени перед чудесно обретённым Распятием и окунуться в чудотворный источник. Храм святителя Гурия Казанского — жемчужина православного Поволжья.
Все выпуски программы ПроСтранствия











