
«Бог не умер», студия Believe Entertainment (II), Greg Jenkins Productions, Pure Flix Entertainment, Pure Flix Productions, Red Pictures, Toy Gun Films, режиссёр Харольд Кронк, Sreehari Purimetla
— Бог умер. Конечно же, это всего лишь метафора, но очень яркая. Это не значит, что Бог и в самом деле умер. Скорее, что Он нигде и никогда не существовал. Бога не существует. И от каждого из вас я требую лишь одного. Чтобы на тех листах, что я вам раздал, вы написали два простых слова: Бог умер.
С такого необычного задания начал свою первую лекцию у студентов-второкурсников профессор философии Джеффри Рэдиссон. Он ясно дал понять: придётся или разделить его атеистические взгляды, или, в противном случае, не надеяться на хорошую оценку. Своим бескомпромиссным заявлением профессор поставил в сложное положение Джоша Уитона, студента юридического факультета. Молодой человек — христианин. Он верит в Бога и не может выполнить такое странное задание. Единственный из всей аудитории на листке бумаги Джош пишет: Бог НЕ умер.
Именно так — «Бог не умер» — называется художественный фильм, фрагмент из которого мы услышали в начале нашей программы. Профессор Рэдиссон и Джош Уитон — главные герои картины. Она вышла на экраны в 2014 году. Снял ленту американский режиссёр и писатель Гарольд Кронк. По его собственным словам, идея фильма родилась из газетной статьи. В ней шла речь об американских студентах, которые жаловались на руководство колледжа, где преподаватели навязывали им атеистические взгляды. Кронк решил поразмышлять на эту тему и вместе с коллегами написал сценарий для фильма. «Давид против Голиафа», — так, отсылкой к Библии, режиссёр охарактеризовал своих главных героев.
Заявление Джоша о том, что он верит в Бога, сначала лишь развеселило профессора Рэдиссона. Он даже предложил студенту по 20 минут из каждой своей лекции, чтобы тот мог перед всей аудиторией обосновать свою веру с помощью фактов. При этом пообещал, что разгромит любые его доводы в пух и прах. И Джош... принял вызов. Он проводит бессонные ночи за трудами по философии, едва успевая готовиться к остальным занятиям. Парень вовсе не уверен, что всё это закончится для него хорошо. Но почему же тогда он не может просто взять и отказаться от странного поединка?! В одном из эпизодов это пытается выяснить у Джоша студент из Китая по имени Мартин.
— Могу я задать тебе вопрос?
— Да, конечно.
— Зачем ты всё это делаешь?
— Ну, все вокруг думают, что я псих. Моя девушка — уже бывшая, бросила меня из-за этого, родители тоже не хотят, чтобы я в это ввязывался. В итоге получится, что в конце семестра я буду как собака бегать с языком на плечах, чтобы успеть сдать остальные предметы.
— Ты рассказал о трудностях, с которыми столкнулся, но ты не ответил на мой вопрос: почему?
Именно этот вопрос стал одним из ключевых в фильме Гарольда Кронка «Бог не умер». Режиссёр снял не просто философскую драму. Он, по сути, реализовал в своей картине духовный завет апостола Петра, который заповедовал «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Зрители станут свидетелями увлекательной и острой интеллектуальной дискуссии между главными героями. Профессор Рэдиссон будет отстаивать свою точку зрения с помощью самых известных учёных современности, таких, как Стивен Хокинг и Ричард Докинз. Сможет ли Джош с ними потягаться? Кстати, линия Джоша и профессора Рэдиссона в нём не единственная. Перед нашими глазами пройдут и неожиданным образом переплетутся су́дьбы журналистки-блоггера, бизнесмена, девушки из мусульманской семьи, пожилой женщины с болезнью альцгеймера.
Интересный факт: актёр Кевин Сорбо, сыгравший профессора Рэдиссона, рассказывал, что работа в этом фильме стала для него самой сложной за всю кинокарьеру. Дело в том, что Кевин — верующий человек. «Ох, как непросто было убедительно сыграть воинствующего атеиста!» — признавался он в одном из интервью. А его коллега по съёмочной площадке, Шейн Харпер, исполнивший роль Джоша, выразил уверенность, что фильм «Бог не умер» будет интересен самым разным зрителям — и верующим, и скептикам. Каждый найдёт в нём что-то для себя.
Псалом 15. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Царь Давид — это один из тех людей, с которыми, пожалуй, очень многие хотели бы пообщаться лично, ведь очень интересно было бы узнать об истоках духовного опыта царя, о его пророческих прозрениях, о том, как он сам воспринимал свои псалмы. Сегодня во время богослужения в православных храмах устав предписывает прочитывать 15-й псалом. Этот псалом интересен в первую очередь тем, что в нём мы можем найти крайне важные слова о Мессии.
Псалом 15.
Песнь Давида.
1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.
2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны.
3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним всё желание моё.
4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имён их устами моими.
5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой.
6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие моё приятно для меня.
7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.
8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
9 Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,
10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,
11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.
Только что прозвучавший псалом начался с вполне понятного воззвания: Давид молитвенно попросил Бога хранить его, ведь царь уповает на Бога, или, иначе, он никогда не позволил себе те мысли, слова и действия, которые были бы противны божественным установлениям. Далее Давид раскрыл свою мысль, в частности, он указал, что ни при каких обстоятельствах он не приносил жертвы языческим богам, и нет той силы, которая заставила бы его это сделать. После этого царь упомянул удивительную способность Бога: Господь может учить нас в любое время и в любой ситуации, даже во время сна, если, конечно, человек хочет учиться. Давид учиться хотел, а потому вскоре после этих слов происходит своего рода качественный скачок: Давид перестаёт говорить о себе самом и переходит к пророческим словам о Христе. Эти слова звучат так: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10).
Конечно, на эти слова Псалтыри существуют вполне рациональные комментарии, которые говорят о том, что в контексте ситуации написания псалма — Давида в то время окружала опасность — речь идёт о самом Давиде, которого Бог сохранит и не даст ему погибнуть от руки врагов. Да, не исключено, что первейший смысл слов 15-го псалма именно такой, однако есть и другое, высшее понимание слов Давида, это понимание выразили многие прославленные Церковью святые, к примеру, святитель Николай Сербский, которой написал так: «Это слова вдохновенного тайновидца, слова святые, пророческие. Давид говорит это о Владыке Христе, о Его душе, о Его теле, то есть о том, что в Нём человеческое.
То, что эти слова Давида относятся к воскресшему Христу, засвидетельствовал апостол Пётр в своей первой речи по сошествии Святого Духа (Деян. 2:14–36). Давид, говорит он, и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня. Следовательно, не могут эти слова относиться к Давиду, хотя и произносит он их как бы от себя и о себе. Нет, они относятся к кому-то из потомков Давида по плоти. Давидово тело истлело, обратились в прах и тела других его потомков. Христос же — его Потомок по плоти, Который не остался в аду, и Его плоть не увидела тления».
Церковь абсолютно солидарна с только что процитированными мыслями святителя Николая. Вместе с этим мы верим, что сам Давид, может быть не вполне отчётливо, но понимал, что за его словами скрывается иной — высший — смысл, смысл, которому ещё лишь предстоит открыться и который был в полноте явлен в Христовом Воскресении.
Псалом 15. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 15. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 15. На струнах Псалтири
1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.
2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой;
блага мои Тебе не нужны.
3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим —
к ним все желание мое.
4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому;
я не возлию кровавых возлияний их,
и не помяну имен их устами моими.
5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей.
Ты держишь жребий мой.
6 Межи мои прошли по прекрасным местам,
и наследие мое приятно для меня.
7 Благословлю Господа, вразумившего меня;
даже и ночью учит меня внутренность моя.
8 Всегда видел я пред собою Господа,
ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
9 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой;
даже и плоть моя успокоится в уповании,
10 ибо Ты не оставишь души моей в аде
и не дашь святому Твоему увидеть тление.
11 Ты укажешь мне путь жизни:
полнота радостей пред лицем Твоим,
блаженство в деснице Твоей вовек.
О талантах и важных встречах. Ксения Хайсанова

Утром в Великий вторник я была на службе в храме. Читали евангельскую притчу о талантах. Потом — о десяти девах, у пяти из которых к приходу жениха закончилось масло, погасли светильники, и они не смогли стать участницами праздничного пира. Мое сердце эти Евангельские эпизоды всегда очень трогают.
«Как же правильно служить Христу?» «Как не закопать свой талант в течение жизни, и когда придет время вернуть его Богу?» — я задавалась этими вопросами, сидя в электричке. Ехала на интервью со священником.
Я работаю журналистом в газете при епархии. Благодарю Бога за возможность таким образом служить Ему. Но иногда тщеславлюсь. Напишу что-то и думаю: «Какая же я молодец! Материал точно получился хорошим!» И тут неизменно происходит следующее: редактор возвращает текст, а вместе с ним — десяток замечаний и правок. Становится обидно. Я же себя в душе уже похвалила, а меня на место поставили.
После того, как я несколько раз попалась в ловушку собственного тщеславия, стала молиться перед началом работы примерно так:
«Господи, пусть всё, что у меня получится, будет во славу Твою! Помоги мне послужить Тебе!» И тогда текст получался лучше. Но, думая об этом, я хвалю себя и снова подкрадывается тщеславие.
Сейчас я тоже помолилась перед выездом на интервью. К концу Великого поста было мало сил работать. А материал нужно было сделать и сдать быстро. Вошла в храм. Мы встретились с батюшкой. Я увидела его глаза, такие уставшие. «Наверное, не выспался — подумала я, — на страстной столько Богослужений! А еще — я знала, что он еще и духовно окормляет военных». Что уж тут моя усталость...
Тем не менее, наш диалог складывался легко. Было тепло и спокойно, как с родным человеком. И я нашла ответ. Господь показал: «Смотри, есть люди, у которых и таланта, и елея сердечного достаточно, но они об этом слишком много не думают. Просто даже на пределе своих возможностей творят благо людям, во славу Божью». Вот оно — лекарство от тщеславия — делать дела любви. И думать именно об этом.
Когда мы закончили беседовать, на душе было мирно и спокойно, будто мы не просто говорили, а молились вместе о самом важном. Светило солнце. Природа словно предвозвещала Пасхальную радость. Материал оказался у редактора вовремя. Благодарю, Господи, за то, что Ты даришь такие важные встречи.
Автор: Ксения Хайсанова
Все выпуски программы Частное мнение