
В декабре 1552 года по указанию Ивана Грозного в Казань приехали псковские зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй. Им, строителям Московского собора Василия Блаженного, царь поручил возвести Казанский каменный кремль. Современник Ивана Грозного, английский дипломат Джайлс Флетчер в своей книге «О государстве Русском» назвал новую крепость в Казани прекрасной и неприступной.
В 1555 году Казань стала центром обширной православной епархии. Церковную кафедру возглавил архиепископ Гурий (Руготин). Владыка позаботился о строительстве каменного кафедрального собора. За шесть лет псковские каменщики под началом Постника Яковлева и Ивана Ширяя построили на территории Казанского кремля храм Благовещения Пресвятой Богородицы. За основу проекта мастера взяли Московский Успенский собор, подчеркнув этим статус Казани. Стены церковного здания сложили из волжского известняка, добываемого на противоположном берегу реки. Боковые приделы пятиглавого трёхапсидного храма посвятили русским святым — благоверным князьям Борису и Глебу и Муромским чудотворцам Петру и Февронии.
Более трёх веков, вплоть до скорбных событий начала двадцатого века, Благовещенский храм оставался кафедральным собором Казанских архипастырей. В течение этого времени здание не раз перестраивалось. Так, в конце семнадцатого века окна в храме сделали более широкими. Еще чуть позже шлемовидные маковки боковых глав поменяли на луковичные. В начале девятнадцатого столетия крытая галерея соединила собор с архиерейским домом. Пристроенная тогда же мощная трапезная существенно расширила площадь храма.
Главной святыней Благовещенского собора на протяжении столетий оставалась рака с мощами Казанского первосвятителя Гурия. Когда храм закрыли после революции 1917 года, святые останки архипастыря верующие спасли от поругания, перенося из церкви в церковь. Сейчас реликвия хранится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. В 2005 году попечением первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева Благовещенский собор был реставрирован. И часть мощей святителя Гурия поместили здесь в раке под резной сенью.
На территории Благовещенского храма также сохранилась древняя келья архиепископа Гурия с фреской шестнадцатого века «Нерукотворный образ Спасителя». Над кельей стоит небольшая часовенка 1906 года постройки. Это святое место неизменно привлекает внимание благочестивых путешественников, осматривающих великолепный комплекс Казанского кремля.
Все выпуски программы Небесная Заступница
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема