Иак., 55 зач., III, 11 - IV, 6.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи.
Люди, приходящие в Церковь, обычно воспринимают святых как совершенно особенных людей, которые уже при жизни совершенно не грешили. Потом, познакомившись поближе с жизнью тех или иных праведников, узнают, что и те не лишены недостатков, что в их жизни бывали нестроения и слабости. Люди начинают разочаровываться и решают, что и здесь, в церковной жизни нет правды, раз грешники признаются святыми. Неужели это правда и если да, то почему это возможно? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й и 4-й глав послания апостола Иакова, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.
17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
Глава 4.
1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
2 Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.
3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?
6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
На первый взгляд прозвучавшие сейчас слова апостола Иакова только подтверждают то жёсткое разделение на святых и грешников, которое обычно проводят люди. Да и как ещё можно понять слова о том, что из одного источника не может течь сладкая и горькая вода? Соответственно, услышав эти слова, человек смотрит на собственную жизнь и видит в ней грехи, которые апостол образно называет горькой водой, в этот момент для него становится очевидно, что добрым источником он быть уже не может. А раз не может, нечего и пытаться. И так поразительным образом печальный вывод становится поводом к своеобразной радости падшего человека. Ведь если ты знаешь, что бороться бессмысленно — освобождается сразу столько времени и сил. Пока человек не знал, что он безнадёжный грешник, он боролся, старался жить правильно, но потеряв надежду, человек начинает жить так, как ему заблагорассудится.
Но на самом ли деле слова апостола Иакова так однозначны? И что подразумевается под источником горькой и сладкой воды? За некоторое время до этого в Евангелии Христос говорит ученикам, что источником добра и зла в человеке является его сердце. При этом из Писания очевидно, что сам человек очистить сердце не может. Не случайно пророк Давид в 50-м псалме просит, чтобы Бог сотворил для него сердце новое. То есть человек не может гарантировать всех движений своего сердца. Но что он может? Он может выбрать направление, в котором будет прикладывать усилия сам и о помощи в котором будет просить Господа. Думаю, что апостол Иаков говорит прежде всего именно об этом. Человек, во-первых, призван совершить выбор. Причём совершить его со всей решимостью. И, во-вторых, сделанному выбору следовать. И даже если иногда у него не будет получаться, это не будет значить, что он изменяет своему выбору, ведь без Бога это следование никогда не будет безупречным. Обычно мы не выбираем эмоций, которые рождаются в нашем сердце, однако мы способны выбирать, что с этими эмоциями сделать, как с ними быть. Неслучайно, говоря о мудрости, апостол говорит, что подлинная мудрость — это мудрость свыше. Именно она чиста, мирна, скромна, послушлива, полна милосердия всего подобного.
У человека не получается жить иначе не потому, что он совершенно бессилен, но потому что он выбирает следование своим желаниям вместо того, чтобы следовать за Творцом. И, напротив, если он выбирает Бога, он выбирает путь святости, несмотря на возможные незначительные погрешности в своём поведении. Он не становится сразу совершенным, но смиренно устремляется навстречу Тому, кто может покрыть его несовершенство Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
О даре быть женщиной. Яна Артюшина
Однажды я, деятельная, но не определившаяся с призванием девушка, после прочтения притчи о талантах задумалась: а какой же замысел есть у Бога обо мне, что мне никак нельзя зарыть под грудой многих увлечений и нескольких профессий?
И тогда в одной проповеди я услышала: «Твой пол — это уже талант. Ты рождена женщиной, а это значит, что твоими дарами от начала являются нежность, забота и любовь».
Моё сердце растаяло, ведь это то, что я так давно хотела услышать. Вместо мужских «у тебя всё получится» и «не сдавайся», мне озвучили то, что я сама давно чувствовала: «твой талант — быть женщиной». Фраза — такая правильная, но непопулярная сегодня. Мне никогда не хотелось конкурировать с мужчинами на их поле, и вдруг я, как бы, получила одобрение, мне словно сказали: «Ты не хочешь и это правильно, ты задумана для другого». В тот миг, будто гора с плеч упала, я перестала стучаться в закрытые двери, перестала примерять чуждые моей природе и сердцу образы. Я почувствовала себя так, словно мне разрешили не сражаться, а совсем наоборот, быть защищенной.
Наконец я услышала, что мужчина и женщина по замыслу Создателя хоть и равноправны, но не равны. И слава Богу! В этой формулировке нет ни капли принижения женщины, напротив, в лице Богородицы Господь благословляет весь женский род и призывает к большому делу, к воспитанию в себе чистоты, нежности и любви.
Сердце женщины — это красота, это центр притяжения и поддержки для семьи, друзей, окружающих, и даже своего рода рычаг способный перевернуть ход событий добрым расположением духа, молитвой, внутренней щедростью и заботой. Рядом с женщиной, осознающей свой дар, мужчина становится ответственным и сознательным. Сегодняшнему миру так нужна настоящая женщина, её созидающая сила, мужьям так необходимы улыбки жён, а детям добрые материнские руки.
Я благодарна своей маме за то, что, несмотря на далеко нехристианское воспитание, она никогда не отказывалась от таланта быть женщиной, от роли выделенной ей Господом, от миссии быть благословляющей силой для нас с отцом. В нашем доме по сей день — любовь и уважение друг ко другу, вкусный ужин по вечерам, добрые слова, её тёплые объятия, поддержка и утешение.
Для многих окружающих меня людей такая жизнь кажется идеальной картинкой, но, благодаря моей семье, я точно знаю, что настоящая любовь длинною в жизнь не сказка, а норма.
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение
Урок на Святой Канавке. Яна Артюшина
Однажды мы с папой ехали в Дивеево и дорогой слушали житие преподобного Серафима. Когда речь зашла о его подвиге, — тысяче ночей в молитве, я подумала: «Всю ночь на камне простоять трудно, а святой Серафим не просто стоял, но молился. Чтобы я чувствовала, окажись на том валуне среди дикого леса хотя бы на одну ночь? С одной стороны, помощником в молитве был бы страх, — продолжала рассуждать я, — но с другой, звуки леса раздували бы этот страх до тех размеров, когда он уже не помощник. А если дождь пойдёт? Ну пойдёт и пойдёт. А если проливной...? Ну дождь же не арена Колизея в конце концов, потерпела бы».
Так и продолжался мой внутренний диалог, пока я не вспомнила преподобного Гавриила Ургебадзе и его слова: «Подвизайтесь умеренно, по силам и спасётесь, не посягайте на большее, в глубине океана плавают акулы, и они съедят вас».
Оставив мысли о непреодолимой бездне между мной и преподобным, с восхищением я продолжила слушать житие, даже не подозревая, что мои мысли через несколько часов будут воплощены в жизнь.
Мы прибыли в обитель, поклонились преподобному и зашли в новый храм. Там, в церковной лавке, увидели маленькую голубую книжечку. На ней было написано «Богородичное правило. Читается на святой Канавке».
«Ко времени», — подумала я, ведь мы как раз собирались пройти по ней, но не знали, как это правильно сделать, какими словами молиться.
«Так вы 150 раз прочитаете „Богородице Дево“ по этой книжечке...», — разъяснила служительница храма. Дело в том, что преподобный Серафим всем проходящим по святой Канавке заповедовал читать Архангельское приветствие 150 раз. Он говорил: «Кто Канавку пройдёт да 150 раз произнесёт про себя молитву „Богородице Дево, радуйся“, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев», то есть, все четыре удела Пресвятой Богородицы.
150 раз... немало, — подумала я, вспоминая, что не каждый день получается с вниманием произнести эту молитву всего три раза. А тут — 150 раз! Но Преподобный Серафим молился 1000 дней и 1000 ночей, забыла?!
А недавно, сидя в машине в удобном кресле, мыслями уже чуть не стояла на камне среди ночного леса. Пристыдив себя, я взглянула на небо, — солнце уходило за тучи, вдали начинало громыхать.
«Может, пойдём позже?» — предложил папа. Но Серафим же наверняка молился и в непогоду — подумала я и ответила: «Давай пройдём сейчас, ещё, наверное, не скоро будет дождь». Папа не стал спорить, и мы шагнули вперёд, приступив к чтению Богородичного правила.
Прошли первый круг, начали второй. Вопреки ожиданиям, молиться в этом наполненном благодатью месте, среди красоты обильной зелени и благоухания цветов, было не так сложно, как обычно. С большим или меньшим вниманием я произнесла «Богородице Дево...» 110 раз и перешла к чтению тропаря. На символичных словах: «... даруй мне постоянную готовность к страданиям за Христа» на страницу с неба упала первая капля. Последняя строчка из тропаря напомнила о тяготах древних и новых мучеников, которые, безусловно, не шли в сравнение с простым неудобством чтения молитвы под дождём.
Мы продолжили путь по Канавке. Я надеялась, что смогу потерпеть неудобство и помолиться под дождём, в ничтожно мелкой доле подражая тем, кто не отказался от своего подвига даже во время жестоких испытаний.
Спустя несколько минут с неба полилось как из ведра, сильный ветер насквозь прошивал одежду, по лицу и под ногами лились ручьи. Ещё какое-то время я продолжала читать Богородичное правило, именно читать, молиться уже не получалось. От холода синели руки. От шквала ветра и воды захватывало дух.
К моему восхищению, рядом люди продолжали шествие и пели «Богородице Дево...», не обращая внимания на ливень, но для меня этот крошечный подвиг оказался непосильным. Страницы прилипали друг к другу, молитва не шла, закостенелыми от холода пальцами я сложила голубую книжицу, и взглянула на папу. Он стойко продолжал молитву, но увидев, что я сошла с дистанции, тоже прекратил чтение правила.
Ускорив шаг, мы вернулись в храм ещё раз поклониться преподобному Серафиму. «Благодарю за урок», — мысленно проговорила я у раки святого. Тот случай показал мне, что я не могу потерпеть даже простого ливня, открыл мне мою меру.
Отойдя от мощей святого, мы поклонились иконе Богородицы «Умиление», перед которой преподобный Серафим окончил свой земной путь, и затем вышли из храма. Уже светило солнце, и под теплыми лучами мы довершили свой путь по святой Канавке. В воздухе словно витали слова преподобного Гавриила: «Подвизайтесь умеренно... и спасётесь».
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение
Человек свободный. Яна Артюшина
На протяжении всей своей истории человек выступал за свободу и равенство, как мог боролся с рабством. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, закрепляет за человеком ряд прав и свобод, таких как право на свободу мысли, совести и религии, на свободу убеждений и на их выражение, на свободу мирных собраний и ассоциаций, на свободный выбор работы, на участие в культурной жизни общества, в научном прогрессе, и многие другие.
В годы учебы на международно-правовом факультете, а также работы в адвокатуре перечисленные права и свободы являлись для меня безусловной и непоколебимой основой человеческого общежития. Так и рассматривала бы я стремление человека к свободе зрением правозащитника, если бы однажды не прочла слова: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Это пишет апостол Павел.
«Так вот в чём дело!» — Подумала я. — «Вот как выглядит настоящая свобода!». Выходит, не внешние обстоятельства определяют полноту жизни человека, а его внутренние ориентиры, его близость к Богу, его жизнь по заповедям. Тот, кто духом сочетался с источником бесконечной силы и благодати просто не может быть напуган тем, что нас всегда страшит, от чего стремиться защитить Всеобщая декларация прав человека.
Люди во все времена так отчаянно защищали свою свободу неслучайно, ведь человек Господом от начала задуман вольным, но вот чего мы действительно никак не возьмем в толк, так это то, что нам надлежит стремиться ни столько к физической свободе, сколько к свободе духа. Но как к ней прийти?
Оказывается, чтобы освободиться от рабства внешнего, надо обратить своё внимание на рабство внутреннее, то есть рабство греха. Как несвободны мы когда завидуем, злимся, обижаемся, и как легко парит наше сердце, когда восхищаемся, платим добром и прощаем. Выходит, чтобы стать свободным нам лучше не искать виноватых, а прощать обидчика, кем бы он ни был, не завидовать тому, что есть у других, а делиться тем, что есть у нас. И только когда мы перепашем своё сердце, выгоним из него нашего главного рабовладельца — гордыню, тогда и придёт в сердце мир, а вместе с ним и Тот, у Кого всего вдоволь, и укрепит нас, и даст неограниченную внутреннюю свободу. Именно в тот миг мы и познаем в сравнении, насколько тяжело иго греха и насколько легко иго Господне.
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение