
Апостол Павел
1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Первый век существования Церкви был ознаменован большим количеством духовных даров среди последователей Господа Иисуса. Сначала возможность говорить на иных языках, пророчествовать о будущем, исцелять болезни имели апостолы, ближайшие ученики Спасителя. Затем чудесные дары распространились среди всех христиан. Но не всегда это имело положительный характер. Во всяком случае, так утверждает апостол Павел в своем первом послании к коринфянам. Отрывок из 14-й главы послания читается сегодня во время утреннего богослужения.
Глава 14.
20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
Духовные дары были даны апостолам в день Пятидесятницы, когда на них в виде языков пламени сошёл Святой Дух. Затем удивительные духовные дарования распространились по всей Церкви. Уже не только апостолы, но и все христиане оказались способны свидетельствовать о своей вере перед иудеями и язычниками при помощи чудесных возможностей, дарованных им Богом. Многие нехристиане той эпохи были изумлены духовными дарованиями последователей Христа и, как следствие, стремились принять крещение.
Впрочем, некоторых в христианстве интересовали именно чудеса, а не возможность в корне изменить свою жизнь. Характерным примером поведения таких людей стал Симон Волхв — палестинский маг, современник апостолов, желавший за деньги приобрести у них способность совершать чудеса. В честь Симона Волхва впоследствии Церковью был назван великий грех — «симония», то есть стремление получить благодать за деньги. Симон Волхв, получив от апостолов отказ, так и не принял крещения, остался за границей Церкви.
Однако среди христиан стали появляться те, кто начал, подобно Симону, воспринимать чудесные духовные дарования не как средство миссии, а как самоценную вещь. Например, в Коринфской церкви в первом веке укрепилось убеждение, что благодатная способность мгновенно изучить и начать говорить на иных языках, не есть практическое вспомоществование в христианской миссии, а яркий показатель так сказать «духовности» человека. О таких людях в первом послании к коринфянам и говорит апостол Павел.
Коринфская община христиан для апостола Павла была одной из наиболее дорогих среди тех, что были основаны им на территории Римской империи. С одной стороны, коринфяне радовали Павла своим горячим стремлением верить во Христа. С другой стороны, эмоциональность христиан Коринфа нередко становилась причиной различных проблем. Например, коринфяне любили соревноваться друг с другом в духовности. Собираясь на совместную молитву, каждый из христиан Коринфа стремился показать свои духовные дарования.
Любимым средством для этого стала демонстрация благодатной способности говорить на иных языках. Многие коринфяне, как и апостолы в день Пятидесятницы, получили от Бога дар мгновенно узнавать языки других народов. Но в отличие от апостолов, которые отправились проповедовать Христа людям, наречие которых они усвоили, коринфяне оставались в своём городе. Говорение на иных языках стало для них способом выделиться из среды.
Апостол Павел обличает и такое отношение к духовному дару, и в целом нездоровое стремление некоторых коринфян возвыситься над братьями по вере. Павел отмечает, что нехристианин, попав на молитвенное собрание, где говорят на иных языках, воспримет это не как проявление духовного дара, а как странное поведение. Поэтому апостол призывает читателей своего послания ответственно относиться к духовным дарованиям и применять их разумно, уместно по отношению ко времени и обстоятельствам. Этот совет ценен и для современных православных христиан. Ведь значительно сильнее украшают человека не способности творить чудеса, а прежде всего, скромность, доброта и терпение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
6 ноября. О важности сохранения православной веры в России

4 ноября, в Праздник Казанской иконы Божьей Матери и в День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Святейший Патриарх говорил о важности сохранения православной веры в России.
Русь непобедима, только народ должен не отказываться от своей веры. Сохранять веру даже в тех случаях, когда внешние, да и внутренние политические обстоятельства не очень этому благоприятствуют, как то было во времена Советского Союза. Но веру-то мы все с вами сохранили и детей, и внуков воспитали. И прошёл этот период безбожия. А теперь даже те люди, которые как бы партийно связаны с теми революционерами, тоже в церковь приходят и в Бога верят.
Вот произошёл такой огромный переворот в сознании нашего народа. Почему? Да потому что опыт жизни России не может оставить человека невнимательным к тому, как это всё произошло, как, будучи на краю пропасти неоднократно, уже в представлении других народов, будучи политическими трупами, мы воскресали, народ воскресал, и снова Россия становилась великой и непобедимой страной.
Как важно, что мы прошли время безбожия. И сегодня ещё раз хочу подчеркнуть: и президент наш, и премьер, и во власти сущие, и военачальники — люди православные, а это очень многое значит, потому что в своих трудах они ведь молитвой призывают помощь Божию.
А наша задача — молиться сегодня за власти и воинство не автоматически, не так, как это только в служебниках написано, а всякий раз соединять с конкретными людьми, которые сегодня защищают на поле брани свободу нашей страны.
Вот так церковная история переплетается со светской. А что это означает? Это означает, что присутствие Господа, оно входит, это присутствие, и в жизнь народа, и в жизнь страны, но только при одном, конечно, условии: если народ от Бога не отказывается, если народ не перестаёт молиться, если народ не отказывается от тех духовных, нравственных принципов человеческого бытия и человеческого общежития, которые только и ведут человека к полноте жизни, а значит, к человеческому счастью.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О молитве с благодарением

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением».
О молитве с благодарением — священник Захарий Савельев.
Молиться нужно постоянно и с благодарением, потому что каждый день, который мы проживаем, во-первых, проходит по воле Божией: мы просыпаемся по воле Божией, засыпаем по воле Божией, здравы мы или даже болеем, но это тоже происходит при непосредственном участии Бога в нашей жизни. И мы должны благодарить Бога и за то, когда вкушаем пищу, и за то, когда пьём воду, и за то, даже когда дышим, потому что всё это делает ради нас Господь.
Самый, наверное, такой нюанс в нашей жизни важный — когда мы в определённый момент благодарим Бога искренне, и другое дело, конечно, когда в силу суеты земной забываем про это правило. И это большая ошибка человека, потому что постоянное благодарение Богу и постоянная молитва перед Богом являются для каждого из нас напоминанием о существовании Бога в нашей жизни, постоянным напоминанием об участии Его личности в нашем бытии земном.
Ну, и самое главное, конечно, каждый человек, когда благодарит Бога и постоянно через это благодарение себе живо напоминает о Его существовании, находится в духовных рамках, в духовных границах, и в таком случае он защищён от серьёзного грехопадения. Хотя, конечно, в жизни разное случается, но самое главное — благодарить Бога за Его снисхождение и за милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О почитании Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Сегодня 6 ноября. Празднование Иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
О её почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Само название этой иконы «Всех Скорбящих Радость» внушает нам очень большую надежду, потому что, если мы даже посмотрим на сам этот образ, Матерь Божия утешает действительно нищих, убогих, больных, сирот. И это показывает, насколько мы дороги и близки Её материнскому сердцу милосердному.
И этот образ, он удивительно близок и русскому народу. Он появился в XVII веке, сравнительно недавно, в конце XVII века, но эта икона получила очень широкое распространение, и в том числе есть чудотворные списки этой иконы.
А в Петербурге самая известная икона Божией Матери (после Казанской, конечно, главной святыни Петербурга, принесённой царём Петром I на основание города) — это «Всех скорбящих» с грошиками икона Божией Матери, явившаяся после пожара в часовне при стеклянном заводе.
И, безусловно, видя такое заступничество Божией Матери, Её непрестанное ходатайство и попечение о нас, мы преисполняемся благодарностью к Ней и Её благоговейно, сердечно, трепетно и преданно чтим и почитаем.
Все выпуски программы Актуальная тема







