Нередко слышу где-нибудь в маршрутке по радио или из чьего-то окна так называемый «шансон», вроде: «Владимирский централ, ветер северный…».
И всякий раз передергивает от этой блатной лирики и блатной романтики…
Однажды я задумался – почему?
Вся эта лирика тюрем и лагерей – очень непростое социальное явление в России, пережившей ГУЛАГ. Исследователи этого жанра не раз отмечали, что тюремная песня стала столь популярной в народе потому, что, созданная в условиях несвободы, воспевала свободу, что своей своеобразной системой ценностей противостояла тоталитарной идеологии. Однако в последнее время она выродилась просто в разновидность шоу-бизнеса, и вполне успешные в житейском отношении современные любители Радио «Шансон», пускающие слезу над излияниями о «доле арестантской», доле, которую сами не испытали, выглядят более чем нелепо…
Однако есть в тональности всех этих песен про лихих уркаганов, мать-старушку и злых «мусоров», которые лишили мальчишечку воли, что-то само по себе нравственно отвратительное. Это – махровым цветом распустившееся саможаление. Жалеть самого себя, прибедняться, жаловаться на весь белый свет – кому из нас это не знакомо? Это состояние очень характерно для блатной лирики. А тем временем, в жизни мы часто видим: люди, ищущие для своего саможаления подпитки в этих песнях, пускающие над ними сентиментальную пьяную слезу, нередко бывают глухи к подлинной нужде и горю тех, кто рядом… Уркаган, воспевающий мать-старушку, сидя на нарах, бывает глух к ее слезам и мольбам в тот момент, когда разбивается по-настоящему материнское сердце, когда лихой кураж ведет его по кривой дороге преступной жизни.
Саможаление – противоположно покаянию. Саможалостливые песни – они слезливы, но от таких слез нет ни очищения душе, ни от Бога прощения. Саможаление есть визитная карточка эгоизма, самости, которую известный православный подвижник Феофан Затворник метко назвал «стружкой, закрученной вокруг собственной пустоты». И в эту пустоту, как сквозь камень, живая вода жалости Божьей к человеку просочиться не в силах…
Что делать, чтоб перестать жалеть себя? Готовых рецептов тут нет, люди и обстоятельства их жизни – все разные… Но одно можно сделать всегда: отвлекись от себя, от своих претензий к жизни, от тягот реальных ли, мнимых, отодвинь их в сторону – и посочувствуй и помоги своему ближнему, которому сейчас тяжело. Может быть, это и станет первой каплей лекарства в непростом процессе лечения тяжкой болезни эгоизма.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема