Свято-Введенский Оптинский мужской монастырь близ города Козельска Калужской области — одна их древних русских монашеских обителей. Она возникла на рубеже 14-15 веков, и вот уже более пятисот лет туда съезжаются люди со всей России и из-за её пределов. Даже поговорка такая сложилась: «в Оптину — за опытом». О духовном опыте, который столетиями приобретали паломники в древней обители, рассказывает книга, которая называется «Оптина пустынь. История места и святынь. Наставления старцев. Современная жизнь».
Весьма интересно узнать историю места, на котором возникла святая обитель. Поселение вятичей, вхождение в Черниговское княжество, разорение Козельска ханом Батыем в 13-м столетии и поджог города литовцами в начале 17-го века — годы Смутного времени — обо всём этом мы прочитаем на страницах книги. И, конечно, узнаем версию возникновения монастыря, которая на сегодняшний день считается одной из самых достоверных. По преданиям, основал обитель... разбойник по имени Опта. Грабитель, наводящий страх на всю округу, однажды сам ужаснулся своей неправедной жизни, раскаялся и удалился от мира, приняв монашеский постриг. На месте, где он поселился, впоследствии и поднялся Оптинский Свято-Введенский монастырь.
А вот как, по свидетельству протоиерея Сергия Четверикова, автора жизнеописания преподобного оптинского старца Амвросия, выглядела Оптина Пустынь в 19-м веке. «Белые монастырские здания и стены, голубые главы церквей с золотыми крестами красиво и величаво выступают на зеленом фоне сосен и елей. Откуда бы ни приближался путник, Оптина пустынь производит одинаково сильное, глубокое и умиротворяющее душу впечатление», — читаем мы в книге об Оптиной пустыни.
Из неё мы узнаем, как был устроен монашеский быт в обители, как в ней проходили Богослужения и праздники. Как в 18 веке, при императоре Петре Первом, монастырь был временно закрыт, но вновь возродился, став средоточием русской православной духовности. Истинной драгоценностью Оптиной пустыни стали её старцы — преподобные Лев, Макарий, Моисей, Амвросий, Варсонофий, Нектарий. Биографии этих и других оптинских старцев и жемчужины их духовной мудрости — наставления, тоже ждут нас на страницах книги.
Оптина Пустынь в Советское время — отдельная, и весьма непростая глава истории монастыря и книги, ему посвящённой. Обезглавленные храмы, гонения и репрессии против монахов — казалось, не останется на земле и следа от древней обители. Но в 80-е годы ХХ века началось возрождение монастыря. Об этом, и о том, как живёт Оптина сегодня, тоже расскажет книга «Оптина пустынь. История места и святынь. Наставления старцев. Современная жизнь». Читая её, словно проживаешь жизнь вместе с монастырём — сердцем русского старчества, куда, как и много веков назад, по-прежнему устремляются паломники.
Все выпуски программы Литературный навигатор
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.