Казак-интеллигент — так называли Евгения Дмитриевича Фелицына, войскового старшину Кубанского казачьего войска, участника Кавказской и Русско-Турецкой войн 1877-1878 годов. Он был не только храбрым воином, но и одарённым, разносторонним учёным: историком, археологом, этнографом, геологом, картографом. «Живая энциклопедия Кавказа», — называли его современники. Благодаря трудам и энтузиазму Евгения Фелицына, на Северном Кавказе появился один из первых музеев — Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник.
Евгению Дмитриевичу, казалось, на роду было написано стать военным. Он появился на свет в семье ставропольского офицера, в 1848 году. Фелицыну едва исполнилось шестнадцать, когда он поступил на службу в 74-й Ставропольский пехотный полк. И сразу — на войну. Шла кампания по присоединению к Российской империи Северного Кавказа. Юный унтер-офицер Фелицын проявил в сражениях отвагу, и вернулся с наградами. Военная карьера пошла в гору. В 1875 году Евгений Дмитриевич присоединился к Кубанскому казачьему войску, и через некоторое время был возведён в чин есаула. Казацкая служба нравилась Фелицыну. Но было ещё одно дело, которое он всей душой любил, и которому старался посвящать каждую минуту свободного времени — естествознание. С детства Евгений испытывал тягу к изучению окружающего мира. Собирал гербарии, рисовал карты местности, коллекционировал минералы. Фелицын изучал историю Кубани, и знал, как много удивительного хранит эта древняя земля.
Например, чего стоят одни только дольмены! Фелицын стал одним из первых, кто детально описал и классифицировал эти доисторические каменные сооружения, похожие на маленькие домики без дверей, во множестве встречающиеся в кавказских лесах. Он исследовал около семисот дольменов, и посвятил им целую научную работу. Евгений Дмитриевич предоставил Русскому императорскому археологическому обществу бесценную информацию и о других каменных артефактах — степных «половецких бабах» — изваяниях 9-13-го веков. Он изучал древние курганы и городища близ Екатеринодара — такое название носил тогда город Краснодар. Составил карту древнейших православных храмов Кубани, Тамани и Ставрополья. Экспедиции Фелицын организовывал во время личных отпусков и, как правило, за собственный счёт. Дело это было дорогостоящее, но Евгений Дмитриевич старался не ради славы. Он хотел, чтобы как можно больше людей узнали историю русского Кавказа. И не жалел для этого ни сил, ни средств. Ради очередной экспедиции он даже продал своё имение в кубанской станице Северской, а сам перебрался в маленькую съёмную квартиру в Екатеринодаре.
В 1879 году Фелицын отправился в Тамань. Оттуда он привёз ценнейшие сведения о пребывании в станице Михаила Юрьевича Лермонтова. Например, Евгений Дмитриевич зарисовал и подробно описал хату казака Мысника, в которой останавливался поэт. Заметки и рисунки Фелицына уже в ХХ веке помогли устроителям таманского музея Лермонтова воссоздать интерьер дома и атмосферу эпохи. В том же 1879-м учёный добился у кубанских властей разрешения на открытие в Екатеринодаре этнографического и естественно-исторического музея. В экспозицию он передал свои личные коллекции — более трёхсот уникальных артефактов. Фелицын радовался: наконец-то их смогут увидеть люди! Теперь это — Краснодарский историко-географический музей-заповедник.
Доброту, отзывчивость и любовь к ближнему отмечали в Евгении Дмитриевиче почти все, кто его знал. «Росту высокого, вида строгого, а за всем этим — полнейшее добродушие», — вспоминал о Фелицыне один из его сослуживцев. Таким он и остался в памяти людей: воин-казак с лицом интеллектуала и добрыми глазами. Человек, подаривший Северному Кавказу первый большой музей, сегодня носит имя его создателя — Евгения Дмитриевича Фелицына.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова