Сретение Господне — это, наверное, самый весенний церковный праздник — и это несмотря на то, что празднуется он в феврале. В переводе со славянского Сретение означает «встреча». Церковь вспоминает о том, как в Иерусалимском храме Соломона произошла встреча Младенца Христа и старца Симеона. В народном сознании Сретение воспринималось еще и как день встречи зимы и весны. Зима на Сретение заканчивается, и начинается весна. Поэтому Сретение, если оно не попадало на Великий пост, в России было принято широко праздновать.
На Балканах же, особенно в православной Болгарии, Сретение — это скорее день трагической памяти, в который веселиться как-то не принято. В Болгарии Сретение именуется также «Петльовден» или «Петушиным днем». В те годы, когда Болгария находилась под властью Османской империи именно на Сретение из болгарских семей турки забирали мальчиков для пополнения рядов янычар.
Янычарами именовались особые воины турецкой армии. Слово янычар с турецкого переводится как «новый воин». Янычары не были турками, а набирались из завоеванных народов. Рекрутированных в янычары мальчиков заставляли забыть о семье, о родственниках, о прежней вере. Янычары были полностью верны лишь султану. Поступление мальчика в ряды янычар приравнивалось к смерти. Родители уже никогда не видели своего сына.
Сретение было прозвано в Болгарии «Петушиным днем» из-за того, что с первым пением петуха, самым ранним утром в болгарские селения приходили турецкие чиновники и забирали старших мальчиков из каждой семьи. Есть и еще одна версия, откуда взялось название «Петльовден». Как-то на Сретение турки пожаловали в село Эчкив, которое находится недалеко от Бургаса. В селе жила вдова, у которой был единственный сын. Турки хотели забрать мальчика в ряды янычар, но женщина сказала, что она лучше сама убьет сына, чем отдаст его туркам. Когда на следующее утро османские чиновники вновь пожаловали в дом вдовы, они увидели, что дверь, порог и стены были залиты кровью. Ужаснувшись и подумав, что женщина выполнила свое обещание, турки ушли и больше не набирали янычар из Эчкива. На самом деле, вдова не убивала, конечно же, своего сына. Вместо него пострадал петух, кровь которого и видели турки.
Память о турецком нашествии до сих пор живет среди болгар. На Сретение, как я уже говорил, у них не принято веселиться, а еще петь радостные песни, играть свадьбы. Если Пельовден выпадает не на пост, то в болгарских домах обязательно готовится рагу из петуха, а также пекутся особые пирожки «каравайчета», а еще большой пирог с капустой — «зелник». Куриным мясом и пирогами в Болгарии на Сретение принято угощать нищих, призывая их молиться о погибших в годы турецкого плена предках. Вот так церковный праздник Сретения Господня несколько грустно празднуется в Болгарии.
Все выпуски программы Вселенная православия
Пирожок насущный. Анастасия Руснак
Ожидание первенца, бесспорно, радостное событие. Но, к сожалению, мое состояние счастья в период беременности сопровождалось множеством тревог и страхов. Верны ли скрининг-тесты о здоровье ребенка? Смогу родить сама или меня ждет кесарево сечение? Вдруг в декрете я стану некрасивой, неинтересной и совсем беспомощной? Я стала тогда мнительно-тревожным человеком.
В воскресные дни я старалась всегда Причащаться. Но стоять на службе с большим животом не так-то просто. А еще всю литургию беременной очень хочется есть. За двоих. Вот так, на одной из воскресных служб, меня одолевала мысль: «как же хочется пирожка быстрее съесть с капустой». Так было стыдно от этой мысли. «Прости меня, Господи. Стою в храме, а думаю о том, как бы скорее поесть».
Отложить эти мысли в сторону получилось, когда стали читать Евангелие. Я всегда особенно ощущала своего малыша в эти моменты. Ведь ребенок всё слышит! И он неизменно устраивал радостные танцы, когда звучали слова Евангелия!
Господь дал мне не просто достоять службу, но побыть в молитвенном состоянии, причаститься. Но когда я вышла из Храма, устремилась к прилавку с выпечкой. Мой неукротимый голод снова вернулся, но только теперь, после Причастия, уже можно было перекусить.
На прилавке пирожков не оказалось. Все разобрали.
Я всё же решила спросить продавщицу:
— Подскажите пожалуйста, может, остались какие-нибудь пирожки?
Она поискала и говорит: «Вот один пирожок остался... с капустой, возьмете?»
Я обомлела. Господь знает мои мысли. «Господи, спасибо!» Какое-то невероятное чувство радости я испытала. Мой любимый пирожок точно для меня остался. И он оказался самым вкусным на свете!
Как мы маловерны бываем со своими страхами и предрассудками, а Господь заботиться даже о такой мелочи для нас!
Воспоминания об этом чудесном пирожке, потом в минуты вновь возникших тревог, давали мне понять: Господь печется и рождении ребенка, и обо всех других глобальных вопросах! Нужно только всеми усилиями души стараться Ему доверять.
Автор: Анастасия Руснак
Все выпуски программы Частное мнение
15 мая. О простоте и смирении
В 4-й главе Книги Деяний апостолов есть слова об иудеях: «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись».
О простоте и смирении, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
15 мая. О благе мученичества
Сегодня 15 мая. В День памяти благоверных князей Бориса и Глеба в храмах читаются слова из 8-й главы Послания апостола Павла к римлянам: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу».
О благе мученичества, — протоиерей Михаил Самохин.