
Оптина пустынь стала для меня местом, где я впервые поняла, что благодать — это дивный Божественный дар. Она может быть и там, где человеческая логика её не предполагает.
10 лет верующие молились у раки с мощами преподобного Амвросия, считая, что во время раскопок в Оптиной пустыни в 1988 году нашли именно его захоронение. Вот и мы, приехав в этот дивный монастырь впервые, тоже просили у преподобного Амвросия помощи в наших нуждах и благоговейно прикладывались к мощам.
Ошибка обнаружилась, когда были обретены мощи ещё 7 старцев. Среди них по облачению и другим бесспорным признакам был узнан истинный преподобный Амвросий. Вот тогда-то и выяснилось, что найденные ранее останки принадлежат старцу Иосифу.
И что же верующие, в том числе и мы? Возмутились? Расстроились? Порадовались, что милостью Божией отец Иосиф смиренно принимал молитвы, обращенные к отцу Амвросию. И нам неведомо, какими путями — через святого Амвросия или напрямую, но передавал наши прошения Господу. А мы, похоже, получали благодать сугубую, то есть двойную.
Мы ее ощутили в полной мере в тот самый первый приезд. Ведь совершенно неожиданно для себя попали тогда на торжества в честь прославления в лике святых целого собора оптинских старцев. Сам Патриарх Алексий Второй приехал! Святейший совершил последнюю панихиду по оптинским старцам, а на следующий день на Божественной литургии, после того, как был зачитан акт о канонизации, мы молились им уже как святым.
На этом наши оптинские чудеса не закончились. Через два года мы приехали в любимую пустынь и снова «случайно» попали на великое торжество. В этот раз в Оптиной освятили новый Владимирский храм и перенесли в него мощи семи старцев.
Потом Господь дарил нам новые поездки в Оптину. С каким воодушевлением пели мы там молебны с акафистами! Всем старцам оптинским. И отдельно преподобному Амвросию. У раки его честных мощей. Преподобному Иосифу, конечно, тоже молились. Передавали через него Господу просьбы и благодарения за Его неслучайные случайности.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О словах из послания Апостола Павла к римлянам

В 3-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Нет делающего добро, нет ни одного».
О понимании этих слов — игумен Назарий (Рыпин).
Святой апостол Павел говорит о том, что никто не оправдывается перед законом. И хотя закон дан был иудеям — они тоже не исполняли закон. Именно закон духовный прежде всего. Закон больше дан для того, чтобы явился грех, как говорит апостол. Но не оправдываются законом ни иудеи, ни эллины. И как раз в свидетельство того, что все под грехом, он и приводит эти слова и много других слов, цитируя Священное Писание Ветхого Завета.
Говоря о том, что мы оправдываемся только верой в Иисуса Христа, который искупил человеческий род, который взял вину наших прегрешений на себя. И именно верой в Него мы оправдываемся, чтобы человек не надеялся лишь на собственные дела.
И, конечно же, состояние духовное не только современников апостола Павла, но и нас с вами, и во все времена, не самое лучшее, потому что человек так или иначе согрешает. Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников.
Поэтому, безусловно, мы уповаем не на собственные дела, не на то, что мы делаем перед Богом, но на ту веру, исходя из которой мы эти дела совершаем, безусловно. Потому что вера без дел тоже мертва, но всё же мы не надеемся только на свои дела. То есть нужна вера, которая является действенным началом, руководящим началом к нашей деятельной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О духовном смысле Апостольского поста

Сегодня 16 июня. Начало Апостольского поста.
О его духовном смысле — священник Родион Петриков.
Сегодня начинается Апостольский пост. Время, когда Церковь призывает нас пройти вслед за учениками Христа, которые постились перед тем, как отправиться на проповедь по всему миру.
Но что делает этот пост таким особенным? Конечно, это не только просто традиции или пищевые ограничения. Апостольский пост — это школа внутренней свободы, где мы учимся подчинять тело духу, а шум повседневности — тишине молитвы.
В Нагорной проповеди Христос говорит нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры». То есть важно не превратить пост в формальность, а наполнить его смыслом. Истинный пост — это не только отказ от скоромного, но и активная любовь,прощение обид, помощь ближнему и борьба со своим эгоизмом.
В мире, где все мгновенно — от еды до информации,— пост становится противоядием от поверхностного отношения к жизни. Пост замедляет нас, чтобы мы могли услышать Бога, ближних и самих себя. Как апостолы готовились к служению через пост и молитву, так и мы через эти дни можем стать ближе к тем, кто страдает, и яснее понять свое призвание.
Пусть этот Апостольский пост станет для нас не тяжкой обязанностью, а дорогой к духовной радости, той, что рождается, когда мы жертвуем малым ради великого: временем ради молитвы, комфортом ради милосердия и гордыней ради смирения.
Все выпуски программы Актуальная тема