
Я работаю на церковной передовой. За свечным ящиком. Ко мне первой обращаются люди, приходящие в храм пророка Божия Илии в Обыденском переулке. Чаще всего интересуются нашей главной святыней — образом Божией Матери, который называется «Нечаянная Радость». Спрашивают: «А где у вас находится чудотворная икона?» Затем следует множество других вопросов: «А о чем перед ней молятся? А кто на ней изображен? А как она в ваш храм попала?»
И, конечно, просят объяснить, почему эту икону считают чудотворной? По каким таким признакам? Сначала показываю признаки видимые, так сказать, материальные. Многочисленные свидетельства о помощи Божией Матери украшают Ее чудотворный образ. Кольца, цепочки, серьги. Их несут к иконе в знак любви и благодарности. Потом стараюсь разъяснить, что главное глазами не увидишь. Благодать. Ее чувствуют душей и сердцем. Хотя... Однажды я ощутила ее... носом.
В один из праздников в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в нашем храме ждали приезда Святейшего Патриарха Алексия Второго. Понимая, что народу на всенощное бдение соберется много, мы с подругой пришли задолго до службы и заняли место прямо напротив чудотворной иконы. Стоим, на украшенный образ любуемся, радуемся, что цветов Богородице верующие подарили много — вон, сколько букетов стоит!
— Какие ароматные лилии, — говорю я подруге и немного удивляюсь, что только сейчас почувствовала этот нежный, небесный запах. Мы обе вдыхаем его и в один голос восклицаем: «Это же Нечаянная Радость!»
Да! Необыкновенный аромат овеял нас в тот момент, когда отец диакон открыл на иконе небольшое «окошко», чтобы повесить новые дары, которые принесли благодарные прихожане. Не было сомнений — благоухание исходило именно от чудотворной иконы!
На время богослужения «окошечко» снова закрыли. Божественный аромат растворился в воздухе храма.
Служба прошла для нас на одном дыхании. Не покидала удивительная радость. Нет! Восторг! Мы обоняли то благовонный дым от ладана, то тонкий запах освященного елея — им помазал наши лбы Патриарх. Но эти ароматы не были похожи на тот, который мы почувствовали перед богослужением, и который приготовились вдохнуть еще раз в конце службы. Потому что увидели, что диакон снова снимает замочек с заветного окошка.
Мы замерли в предвкушении. «Окошечко» открылось... а запаха — того, небесного, запаха! — уже не было...
Вот тогда-то я и поняла, что чудес «по заказу» ждать не стоит. Они непременно будут — по милости Божией, для нашего укрепления в вере, но нечаянно, в самый нужный момент. На то оно и чудо!
Удивительно, но блаженное состояние нас не оставило. Мы продолжали улыбаться от посетившей нас радости. Той, что Матерь Божия подарила, когда мы ее не ждали, не чаяли. А потому, особенно дорогой.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О словах из послания Апостола Павла к римлянам

В 3-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Нет делающего добро, нет ни одного».
О понимании этих слов — игумен Назарий (Рыпин).
Святой апостол Павел говорит о том, что никто не оправдывается перед законом. И хотя закон дан был иудеям — они тоже не исполняли закон. Именно закон духовный прежде всего. Закон больше дан для того, чтобы явился грех, как говорит апостол. Но не оправдываются законом ни иудеи, ни эллины. И как раз в свидетельство того, что все под грехом, он и приводит эти слова и много других слов, цитируя Священное Писание Ветхого Завета.
Говоря о том, что мы оправдываемся только верой в Иисуса Христа, который искупил человеческий род, который взял вину наших прегрешений на себя. И именно верой в Него мы оправдываемся, чтобы человек не надеялся лишь на собственные дела.
И, конечно же, состояние духовное не только современников апостола Павла, но и нас с вами, и во все времена, не самое лучшее, потому что человек так или иначе согрешает. Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников.
Поэтому, безусловно, мы уповаем не на собственные дела, не на то, что мы делаем перед Богом, но на ту веру, исходя из которой мы эти дела совершаем, безусловно. Потому что вера без дел тоже мертва, но всё же мы не надеемся только на свои дела. То есть нужна вера, которая является действенным началом, руководящим началом к нашей деятельной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О духовном смысле Апостольского поста

Сегодня 16 июня. Начало Апостольского поста.
О его духовном смысле — священник Родион Петриков.
Сегодня начинается Апостольский пост. Время, когда Церковь призывает нас пройти вслед за учениками Христа, которые постились перед тем, как отправиться на проповедь по всему миру.
Но что делает этот пост таким особенным? Конечно, это не только просто традиции или пищевые ограничения. Апостольский пост — это школа внутренней свободы, где мы учимся подчинять тело духу, а шум повседневности — тишине молитвы.
В Нагорной проповеди Христос говорит нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры». То есть важно не превратить пост в формальность, а наполнить его смыслом. Истинный пост — это не только отказ от скоромного, но и активная любовь,прощение обид, помощь ближнему и борьба со своим эгоизмом.
В мире, где все мгновенно — от еды до информации,— пост становится противоядием от поверхностного отношения к жизни. Пост замедляет нас, чтобы мы могли услышать Бога, ближних и самих себя. Как апостолы готовились к служению через пост и молитву, так и мы через эти дни можем стать ближе к тем, кто страдает, и яснее понять свое призвание.
Пусть этот Апостольский пост станет для нас не тяжкой обязанностью, а дорогой к духовной радости, той, что рождается, когда мы жертвуем малым ради великого: временем ради молитвы, комфортом ради милосердия и гордыней ради смирения.
Все выпуски программы Актуальная тема