
По профессии я художник. По костюмам. А еще я преподаю рисование детям. Начала преподавать после декрета. И мне это понравилось.
Дети все разные. И каждого стараюсь почувствовать.
Есть среди моих учениц девочка Аня. Она пришла ко мне, когда ей было лет 5-6. Скромная, молчаливая, как рыбка. И так тихо, но с большим удовольствием рисовала. У неё получались тонкие акварельные работы. Милая скромная девочка. Мы с ней хорошо ладили. Через какое-то время у Ани изменилась прическа, в волосах появились яркие розовые пряди. Потом появилась юбка из фатина с леопардовым рисунком. Она почти совсем перестала рисовать. Говорила, что настроение плохое. Сидела сложив руки и качалась на стуле. Иногда просто странно себя вела. Залезала под стол и рычала на меня и других детей, пугала нас.
Я не понимала, в чем причина таких перемен. Однажды Аня принесла на рисование плюшевых монстров, целых 7 штук. Я спросила, не боится ли она их? На что Аня ответила, что она их любит, ей и самой нравится быть плохой и считать себя демоном.
Как реагировать на такие слова ребёнка? Объяснять, что такое хорошо, что такое плохо? Думаю, это не всегда выход. И я просто решила не верить Ане.
Я сказала Ане, что считаю её хорошей. Сказала, что она чудесная замечательная девочка. Так что, не обманывай меня, Аня, я никогда не поверю, что ты плохая, и уж тем более, что ты демон.
Эти слова оказались каким-то ключиком. Аня после занятия подошла, обняла меня и шепнула:
— Я тебя люблю
— А я тебя — ответила я.
После такого разговора Аня начала немного меняться. Снова стараться рисовать, лучше вести себя. Больше не говорила, что у неё нет настроения.
Позже я узнала, что у Ани есть младший братик, и что ему постоянно нужны курсы реабилитации. А в семье нет мира. Я не вдавалась в подробности.
Психологи говорят, что дети могут испытывать чувство вины когда у родителей сложные отношения. Может быть Аня чувствовала себя плохой именно поэтому.
Если бы я ругала Аню за её поведение и говорила ей как нужно себя вести, она бы продолжала чувствовать себя так же плохо, а может и ещё хуже.
Я была бы тем человеком, который подтвердил ей дурные мысли о себе. «Да, я думаю ты права, ты плохая».
Иногда, мы помогаем укоренить в ребенке мнение о себе. И бывает, что это мнение негативное.
Но, правда состоит в том, что все дети изначально хорошие. Я верю, что такими их задумал Господь. Ну, не рождаются дети жадинами, грубиянами, хитрым и манипуляторами.
Мы часто даём оценку детям не отделяя их от их поступков. Иногда дети просто неудобные, потому взрослые убеждают их в том, что они плохие. Неудобно, когда ребёнок хочет рисовать то, что хочет. Неудобно, когда он имеет свое мнение. Неудобно, когда он бывает непослушным.
Но, дети ведь не рождаются быть удобными. Они рождаются быть. И имеют право на свою самость и принятие. А изначально все дети хорошие и светлые. Часто именно взрослые делают мир вокруг них серым и суровым. А мир, как говорят мои маленькие ученики — это любовь. Нам бы у них поучиться.
Автор: Екатерина Мишакова
Все выпуски программы Частное мнение
4 июня. О гонениях на христиан

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше».
О причинах неприятия Христа и христиан — священник Алексий Дудин.
Как часто человеку бывает непонятно, почему не слышат его слова, почему те добрые дела, которые он творит, не хотят принять другие люди, почему они неблагодарны за то добро, которое человек даёт им. И вот Господь даёт ответ на этот вопрос. Если не слушают люди Бога, то тем более они не будут слушать тех людей, которые пытаются дать что-то доброе и донести Божьи идеи и Божью любовь, потому что Господь обладает большим авторитетом. Потому что если люди не слушают самого Бога, то тем более они не будут слушать священника.
Если люди не выполняют Божьи заповеди, то как они будут слушать своих родителей, как они будут уважать своё начальство? Это невозможно, потому что человек прежде всего нацелен на то, чтобы получить пользу для себя самого. А если эта польза не имеет перед собой желания послужить Богу через служение ближнему, тогда непонятно, почему я должен кого-то слушать, почему я должен ущемлять свою свободную волю и терять ту свободу, которая в современной цивилизации кажется высшей ценностью. Действительно, Господь отдал свою свободу для того, чтобы спасти нас, придя здесь на землю и добровольно претерпев мучения. И мы тоже должны научиться жертвовать хотя бы частью своей свободы для того, чтобы сотворить не то, что нам хочется, а то, что действительно нужно в этот момент.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июня. О духовном смысле праздника

Сегодня 4 июня. Память II Вселенского Собора.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Святой император Феодосий Великий весной 381 года пригласил на Собор 150 епископов восточных провинций Римской империи, которыми он правил. Владыки из Сирии, Азии, Фракии, Египта и Македонии собрались в Константинополе.
Святитель Мелетий Антиохийский, председательствовавший в самом начале Собора, отошёл ко Господу, и вторым председателем Собора стал святитель Григорий Богослов. Отцы Второго Вселенского Собора решали вопросы об избрании предстоятелей в Антиохии и Константинополе, но главным было совсем не это.
Отцы Собора утвердили тот самый Символ веры, который мы до сих пор исполняем на каждой Божественной литургии, как подтверждение нашего единства со Вселенской Церковью и правильного исповедания святой православной веры.
Как принято говорить, важность того, что совершили отцы Собора, переоценить невозможно. И, конечно, именно в нашей особой благодарности святителям и состоит особый духовный смысл сегодняшнего праздника. Их устами Святой Дух почти семнадцать веков назад сформулировал отточенные слова верного, полного и непротиворечивого исповедания, заключающего в себя всю полноту учения Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви. И нам остаётся лишь придерживаться этого исповедания, наполняя им каждый день своей жизни.
Святые Отцы, молите Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июня. О подвиге Преподобного Додо Гареджийского

Сегодня 4 июня. День памяти Преподобного Додо Гареджийского, отошедшего ко Господу в 623 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Древо познаётся по плодам, и поэтому плоды любого наставника духовной жизни познаются по его ученикам.
Почему мы, например, на Руси так почитаем преподобного Сергия Радонежского? Не только за его собственные подвижнические труды, но и потому, что он стал родоначальником множества монастырей, которые основали его ученики, и как вот такие искорки от костра согревали всё новых и новых людей теплотою евангельского благовестия аскетической жизни.
Точно так же и преподобный Давид Гареджийский дал целую поросль преподобных отцов, самый знаменитый из которых — Додо Гареджийский. Преподобный Додо Гареджийский был человек знатного рода, человек, который мог достигать светских успехов, прийти к власти, мог ввести войска в бой, но он выбрал отшельническую жизнь. Тем не менее, его детское воспитание аристократическое не прошло даром. Почему преподобный Давид, когда отправлялся на Святую Землю, именно ему поручил управление своей обителью? Потому что навыки к управлению были у этого человека с детства воспитаны, но в то же время он был лишён той гордости, которая зачастую приводила грузинских князей к междоусобицам, вследствие чего так тяжело было отбить постоянные нападения внешних врагов.
Поэтому мы, дорогие братья и сестры, должны обязательно помолиться этому великому, но ещё мало известному на Руси святому, чтобы совместить в себе таланты различные, которые даёт нам Господь, и в то же время совместить великое смирение.
Все выпуски программы Актуальная тема