
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Кол., 258 зач., III, 12-16.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как известно, на жизнь человека во многом влияет его самоосознание. Из этого факта вытекает существование таких понятий, как, к примеру, «рабская психология». Когда мы слышим это словосочетание, мы сразу понимаем, о чём идёт речь: о человеке, который не способен жить так, как призван жить свободный человек, о том, кто не обладает навыками принятия решений и не умеет нести за них ответственность. Подобных примеров — масса, и все они говорят об одном: во многом мы те, кем сами себя считаем. Этот принцип работает и в отношении к христианам, правда, далеко не все христиане в полной мере осознают, что же такое быть христианином. Здесь нам на помощь приходит святой апостол Павел, который в 3-й главе Послания к Колоссянам сумел прекрасно раскрыть затронутую нами тему. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который сегодня звучит во время богослужения в православных храмах.
Глава 3.
12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.
15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.
16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
Апостол Павел прямо называл христиан «избранными Божиими, святыми и возлюбленными». Именно так он осознавал самого себя, так он осознавал и всех других верующих во Христа людей. Конечно, такое определение довольно сложно соотнести с нашей обыденной жизнью, в которой, как правило, мы ничем не отличаемся от всех прочих людей. Мы не чувствуем себя ни избранными, ни возлюбленными, ну а думать о себе как о святом и вовсе считается чем-то почти что неприличным.
Но давайте поразмышляем, что подразумевал под этими определениями святой апостол.
Прежде всего, нам необходимо вспомнить обстоятельства призвания ко Христу самого апостола Павла: он был гонителем христиан, но Господь Сам явился ему и открыл Себя, после чего Павел не смог оставаться тем, кем он был, ведь в противном случае ему пришлось бы идти против Бога, ну а сознательным богоборцем апостол никогда не был и быть им не хотел. Очевидно, что такое отношение апостола Павла к Богу и Бога к апостолу Павлу, а также вся его жизнь после призвания явно свидетельствуют, что апостол был избран Богом для определённой миссии, венцом которой стало Небесное Царство.
Мало кто из христиан пережил столь же яркое призвание от Бога, как апостол Павел, но в той или иной форме Бог всех нас призвал к Себе, чаще же всего, наше призвание довольно протяжённое во времени: мы очень не спеша открываем для себя Христа, Его Евангелие и Церковь. Однако динамика отклика на призывающий голос Бога особого значения не имеет, имеет значение лишь сам факт призвания, который самим своим наличием выделяет нас из среды людей, и если мы, как и апостол Павел, не хотим оказаться в числе богоборцев, то мы вынуждены признать своё призвание и делать то, что повелевает Бог. Собственно, в этом и состоит избранничество, оно не может быть поводом для гордости и превозношения, оно — величайшая ответственность, оно означает, что Бог по Одному Ему ведомым причинам решил, что мы способны нести ту миссию, которую Он нам поручает, то есть мы способны, каждый в свою меру, быть Его руками и через нас Он намерен оказывать благодеяния людям.
Вполне естественно, что тот, кто найдёт в себе мужество не уклониться от призвания, станет отделённым от общества, именно на это и указывает использованное апостолом Павлом слово «святые». Святые — это те, кто отделён, кто предназначен Богом для служения Ему, тот, кто не отказывается от этого служения.
10 мая. О подражании святым

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Подражайте мне, как я Христу».
О подражании святым — священник Захарий Савельев.
Наша вера есть вера подражания. Мы подражаем. Апостолы подражали Спасителю, апостолы подражали Пророку. Допустим, вот эпизод, когда апостол Павел воскрешает юношу, который был на Агапе, упал и умер, и он ложится на него. Это точное такое подражание Пророку Елисею, когда он таким же образом воскрешает мертвого. То есть мы подражаем нашим духовным отцам, нашим наставникам. Они подражали своим наставникам и так до самих апостолов и до самого Спасителя. То есть, получается, наша вера есть вера подражания. Но в то же время Господь оставляет обязательно за человеком свободу, обязательно свободу творчества. Но и эта свобода тоже должна быть в некой форме подражанием. Это и есть традиция, это и есть то преемство от апостолов, которое дошло до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О причинах ненависти ко Христу

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел».
О причинах ненависти ко Христу — священник Павел Гумеров.
В 2004 году при избрании комиссара Европейского Союза была отклонена кандидатура итальянца-христианина только за то, что этот человек исповедует христианские нравственные ценности. И вошел в обиход термин «христианофобия». Но христианофобия, ненависть ко Христу и к христианам, появилась не в XXI веке, а в веке I, когда были воздвигнуты первые гонения на христиан. И Господь дает нам надежду и упование, и объясняет эту ненависть. Господь говорит: «Если бы вы были от мира, мир любил бы вас». То есть христианин является белой вороной, он иной, он другой. И тем, что он живет по правде Божией, по заповедям Божьим, конечно же, он уже обличает мир. Но Господь вселяет в нас надежду. Он говорит, что «Мужайтесь, ибо я победил мир». И поэтому не нужно смущаться и бояться. Это совершенно нормально. «Подражайте мне, как я подражаю Христу», говорит нам апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О подвиге святого Симеона Иерусалимского

Сегодня 10 мая. Церковь чтит память Апостола от 70-ти и священномученика Симеона Иерусалимского, сродника Господня, пострадавшего за Христа в 107 году.
О подвиге святого — священник Стахий Колотвин.
Каждый апостол приближается к Богу, потому что проповедует Евангелие. Именно на это он поставлен Господом. Каждый святитель приближается к Богу, потому что он управляет вверенной ему общиной из православных христиан и ведет их ко спасению, несмотря на все окружающие препятствия. Мы помним, что величайшим иудеем, принявшим Христа, был Иаков, брат Божий, старший из сыновей Иосифа. И вот мы смотрим, он принимает мученическую смерть, потому что уже иудеи начинают понимать — христианская община. Несмотря на то, что иудеи и христиане продолжают соблюдать ветхозаветные заповеди, это явление совсем иное. И здесь кто был тем человеком, который исполнил евангельскую заповедь Христа, который говорит, когда увидите воинов вокруг Иерусалима, когда увидите вот эти все знамения, бегите в горы? Это был святой апостол Симеон Иерусалимский. Симеон Иерусалимский выполнил важную задачу, потому что он сохранил Православную Иерусалимскую Общину, даже когда был город разрушен, когда камня на камне не осталось ни от Иерусалимского храма, ни от домов вокруг, потому что, как говорится, «Церковь Божия, Храм Божий не в бревнах, а в ребрах».
Все выпуски программы Актуальная тема