
Мой дядя скоропостижно скончался в возрасте пятидесяти лет. Когда к бабушке пришло осознание смерти сына, она почти перестала есть и пить, всё время плакала и роптала на Господа. Через два месяца таких душевных терзаний она попала в больницу.
В больничном дворе я случайно встретила друга моего покойного дяди. Он в церкви при больнице служил пономарем. Как узнал, что бабушка совсем плоха, стал уговаривать, чтобы священника позвали к ней.
Бабушка моя не была глубоко верующим человеком. На сколько я знаю, за всю жизнь причащалась раза три. Но был святой, которого она знала. Бабушка Аня родилась 1 августа. И это — день памяти Преподобного Серафима Саровского.
Звать сейчас священника к бабуле, как предлагал знакомый, я не могла. У нее была слишком серьезная обида на Бога. О каком причастии может идти речь? Я даже заикнуться об этом боялась.
Ответила знакомому, что бабушка против, попыталась объяснить, что это невозможно, а тот всё настаивал. Только расстались, снова позвонил. Стал уговаривать.
Моя мама сдалась под этим натиском, поговорила с больничным священником. Он отказался. Против воли как причащать? Такую немощную можно было бы и без исповеди причастить, но у неё обида на Господа. Надо бы отпустить этот грех, тогда и о причастии можно говорить.
Шли дни. Бабушка слабела, но ни исповедоваться, ни причащаться не хотела. Однажды мама, выходя из палаты, встретила тот самого священника, идущего по коридору со Святыми Дарами и мальчиком-прислужником.
Оба удивились такой случайности. Больница огромная, священник не каждый день ходит по палатам, вероятность такой встречи очень мала. Мама робко предложила зайти в палату, батюшка согласился, раз уж так получилось.
С порога предложил больной исповедаться и причаститься. Бабушка ни в какую! Слабая такая, а тут силы нашлись протестовать. Батюшка ей и говорит — «Хочешь, я тебе историю расскажу, как я к Богу пришёл?». Она молчит. И он стал рассказывать.
«Когда я был молодым парнем, из деревни в Москву уехал. Там оказался в компании просвещённой: учёные, интеллигенция атеистическая. И настал момент поехать домой, мать проведать. Она женщина набожная, повела меня в местную церковь. Зашёл, встал у иконы Серафима Саровского. Перед ней небольшая тумбочка, вязаная салфетка, поверх — зажженая свеча. Стою, гляжу на образ, а сам думаю: что я здесь делаю? Там веселуха, а я тут время теряю.
Вдруг боковым зрением замечаю внизу блики света, опустил взгляд — салфетка горит, а свечи нет. Наклонился — свеча под тумбочкой. И слышу голос — "Вернёшься в Москву — сгоришь, как эта салфетка".
Пот прошиб, мороз по коже. Как-то сразу стало понятно, что так и будет. Подхватился, всё потушил, выбежал из храма. Съездил в Москву за вещами и сразу вернулся, стал прислуживать в алтаре, позже стал священником. Так-то, Аннушка, — закончил свой рассказ батюшка. — Последний раз спрашиваю — будешь причащаться?».
Серафим Саровский. Святой, в день которого бабушка родилась. Почитала ли она его? Не знаю, но сейчас в ответ на предложение священника она вздохнула и согласно кивнула.
Мы вышли, чтобы батюшка смог бабулю исповедовать. Потом причастил её. Бабушка как будто, посветлела. Поговорила с нами, повспоминала юность свою. Оказалось, прощалась... К вечеру впала в забытьё. Через три дня её не стало.
Как же велико заступничество наших святых. Какая любовь и забота. Благодарю тебя, батюшка Серафим, что по твоим молитвам оттаяло сердце Бабушки. И Господь даровал ей прощение.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов

Деян., 25 зач., X, 21-33.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться избегать крайностей в отношениях с людьми? Как приобрести чувство меры и такта? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
Корнилий, о котором мы только что услышали, был римским офицером, а по своей религиозной принадлежности язычником. Несмотря на это он испытывал глубокое уважение и симпатию к иудейской вере в Единого Бога. Вероятно, он собирался принять обрезание и стать полноценным иудеем. Однако Господь посылает к нему апостола Петра для того, чтобы совершить над им Таинство Крещения и сделать его участником христианской Церкви. Писание подчёркивает, что это событие далеко не случайное. Обоим было видение свыше. А потому их встречу устраивает Сам Бог.
Корнилий посылает за Петром своих слуг, и апостол вместе с ними идёт в город Кесарию. Писание говорит, что Корнилий, встретив Петра, припал к его ногам. Примечательна ответная реакция апостола: «встань; я тоже человек». Почему Пётр так говорит? Зачем препятствует благочестивому порыву? Ведь в том же самом Писании мы видим, как люди воздают почести посланцам Творца. В том числе кланяются им до земли.
Несмотря на то, что Корнилий верит в Единого Бога, по своему менталитету он ещё язычник. А язычники того времени были склонны видеть в великих людях воплощение тех или иных божественных сил. Яркий пример находим также в книге Деяний, когда именно так воспринимают апостола Филиппа самаряне. Ещё более красноречивый случай произошёл в городе Листра. Здесь люди, поражённые чудесами апостолов Павла и Варнавы, в первом распознали Гермеса, а втором — Зевса. Апостол Пётр видит в Корнилие подобные настроения, а потому и останавливает его. «Я просто человек, такой же несовершенный и ограниченный, как и ты. Со своими предрассудками, заблуждениями и недостатками. Просто Господь по Своему Промыслу действует через меня». Вот смысл его слов.
Очень интересный и важный момент. Путь веры предполагает, что мы обретаем не только то, что у нас появляется крепкая и надёжная связь с Творцом. Он также предполагает, что мы обретаем взвешенные, сбалансированные отношение с окружающими. Можно было бы назвать эти отношения трезвыми и здравомысленными. Это означает, что мы, с одной стороны, не делаем из людей небожителей и полубогов, не возносим их на пьедестал, не заискиваем и не угодничаем перед ними. С другой стороны, не унижаем их, не обесцениваем, не критикуем нещадно. Но ко всем у нас появляется нелицеприятное, ровное, доброжелательное отношение. Во всех мы начинаем видеть детей Божиих со своими достоинствами и недостатками.
Случай с Корнилием показывает, что для этого недостаточно одного доброго душевного расположения и религиозных убеждений. Для этого необходимо приобретение духовного опыта. А это происходит лишь в том случае, если мы совершаем духовную работу. Для нас, верующих во Христа, помимо участия в таинствах Церкви, это ежедневное и систематичное исполнение заповедей Евангелия. Такая работа помогает нам держать фокус своего внимания на воле Божией и на Самом Боге. В ответ Господь даёт нам Свою благодать, которая и учит нас избегать крайностей и наполняет чувством меры и такта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать детей, которые проходят лечение в больницах Петербурга

Лиля росла без родителей. Когда ей было три года, она в одиночку боролась с опухолью в больнице Санкт-Петербурга. В перерывах между химиотерапией её отправляли в детский дом. Шансов на усыновление было крайне мало — никто не хотел забирать девочку с такой тяжёлой болезнью... Жизнь малышки переменилась, когда о ней узнала волонтёр по имени Лидия.
Женщина много лет совместно с одной благотворительной организацией помогала детям-сиротам в больнице, и до этого не решалась взять ребёнка под опеку. Они с мужем уже воспитывали двоих детей, у одной из девочек была инвалидность. Но увидев Лилю, она почему-то не смогла пройти мимо. Малышка месяцами лежала в больнице, переживая сложные процедуры без поддержки взрослых. Лидия посоветовалась с мужем и детьми, и они решили забрать девочку в семью. «Благодарю Бога за то, что у нас появилось такое чудо», — говорит приёмная мама.
Сейчас Лиле уже 13 лет, она вместе с близкими живёт в деревне в Вологодской области. Здесь есть свой дом и сад, настоящая русская печь, уютные комнаты и аромат пирогов. Во всём тут чувствуется любовь и забота. Девочка учится, занимается в художественной школе и помогает маме по хозяйству, у неё есть друзья и насыщенная жизнь подростка.
Лилина болезнь всё ещё сохраняется. Она уже не лежит в больницах, но регулярно наблюдается у врачей и проходит обследования. Это нужно, чтобы контролировать опухоль.
Некоторые медицинские обследования и анализы не входят в перечень бесплатных и стоят дорого. Поэтому Лилю поддерживает фонд «Свет.Дети». Он помогает семье с оплатой этих процедур.
Поддержать фонд и его подопечных из разных городов, которые прямо сейчас проходят лечение и обследования в больницах Санкт-Петербурга, можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь и судьба М.А. Булгакова». Алексей Варламов

У нас в студии был ректор литературного института имени Горького Алексей Варламов.
Разговор шел о жизненном пути знаменитого писателя Михаила Афанасьевича Булгакова: о ключевых событиях, главных вызовах и отношениях с Богом.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ ко дню рождения М.А. Булгакова.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер