
Апостол Павел
Евр., 327 зач., XI, 8, 11-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Может ли верующий человек рисковать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
Авраам — один из самых известных героев священной истории. Он является родоначальником богоизбранного народа и предком Иисуса Христа. Сегодня апостол Павел указывает на то, что это не случайное совпадение. Авраам обладал особым душевным качеством, за которое Господь и выбрал именно его для этой великой миссии. Жажда Бога в его сердце была так глубока, что он готов был ради её удовлетворения совершать очень рискованные поступки. И судьба праведника является тому подтверждением.
Отец Авраама был язычником, полонялся богу луны. Однако сам Авраам не разделял верований отца и, как говорят предания, с детства искал Истину. И вот, когда Аврааму было уже 75 лет, Господь открылся ему, призвал оставить город, в котором он живёт, и идти в Палестину. Бог обещает, что там бесплодная и престарелая жена Авраама родит ему сына, и его бесчисленное, как песок морской, потомство будет владеть этой землёй. Более того, из числа его потомков придёт спасение всем людям. Со стороны всё это выглядело как настоящая авантюра. На склоне лет отказаться от комфортного, насиженного места и пойти в далёкую, незнакомую страну, просто доверившись незнакомому Голосу, который обещает немыслимые вещи. Ведь никаких гарантий, что у этого Бога добрые намерения, нет. Но Авраам решается. Он словно делает шаг в пустоту. Радикально меняет свой образ жизни. Из зажиточного горожанина превращается в кочевника. Становится странником в земле, которую населяют языческие племена, далеко не всегда дружественные к нему. Он подвергает свою жизнь и жизнь своей супруги постоянной опасности, но с надеждой ждёт немыслимого: когда от него, как говорит апостол Павел, «омертвелого», бесплодная старица родит сына. И через 25 лет скитаний, когда Аврааму сто, а Сарре девяносто, чудо вдруг происходит. Рождается Исаак. Обещания Бога начинают постепенно исполняться. Лишь через 25 лет Авраам получает осязаемое подтверждение, что доверился незнакомому Голосу не напрасно. Если бы он тогда не рискнул и остался бы в Уре Халдейском, наверняка прожил бы спокойную и достойную жизнь. Умер бы в достатке, уважаемый окружающими. Но он никогда не стал бы отцом верующих и предком Спасителя. Вера Авраама была такова, что побудила его совершить поступок, который с точки зрения житейской логики и опыта был абсурден. Но лишь так, отбросив свои прежние представления о жизни, патриарх смог установить тесную связь с Творцом мира.
Не следует думать, что ситуация Авраама уникальна. Да, нас не просят оставить свой дом и пойти в неизведанную страну. Но каждый день Господь предлагает нам все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с Евангельскими заповедями. Во всех своих делах Христос побуждает нас, искать и исполнять не нашу собственную волю, но волю Бога, а также думать не о своём комфорте, но в первую очередь о том, чем мы можем быть полезны, тем, кто нас окружает. Согласитесь, такой образ жизни требует подлинной веры. Порой это означает действовать вопреки своему прошлому опыту жизни: говорить слова, которые я не привык говорить, делать поступки, которые я не привык совершать. Иногда это страшно, словно сделать шаг в никуда. Ведь мне приходится отказываться от своих старых представлений о людях, о себе и в целом о том, как устроен этот мир. Словно идти наощупь. Но именно этого риска от нас и ожидает Господь. Именно в этой непредсказуемости жизни мы обретаем не книжного, но настоящего, живого Бога, Который своей крепкой и заботливой дланью устраивает нашу судьбу наилучшим образом.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер