
Евр., 321 зач., IX, 8-10, 15-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В христианских богослужебных текстах нередко упоминается понятие жертвы и жертвоприношения. Что традиция подразумевает под этими словами? Отрывок из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на эти вопросы. Давайте послушаем.
Глава 9.
8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18 Почему и первый завет был утвержден не без крови.
19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
Слово «религия» происходит от латинского глагола religare, что означает «связывать». Задача религии — восстановить связь с Богом, которую человек утратил на заре веков. Примирить человека и божественную реальность становится возможным благодаря богослужебному ритуалу. Однако сам по себе ритуал мало на что способен. Свою подлинную силу он получает лишь благодаря жертвоприношению. «Без пролития крови, — говорит апостол Павел, — не бывает прощения». Именно жертва превращает ритуал в нечто большее, чем простой набор повторяющихся символических действий. Она словно открывает портал между двумя мирами. Сообщает человеку энергию, которая необходима для того, чтобы проникнуть в духовную реальность. Эти идеи являются краеугольными для ветхозаветной религии. В Библии, в книге Моисея под названием «Левит», очень подробно расписывается, какие виды жертв существуют и как их следует приносить. Так Израиль поддерживал связь с Богом.
Однако апостол Павел сегодня говорит о том, что все те жертвы, которые приносились в ветхозаветном храме, — это всего лишь бледные отпечатки того, что произойдёт на кресте. Кровавые жертвоприношения животных не могли действительно восстановить связь между человеком и Творцом. Ведь это были человеческие действия. А какой бы духовной силой не обладал человек, он не может удерживать дверь между двумя мирами открытой постоянно. А потому и ветхозаветные ритуалы были всего лишь намёками, имитацией и подражанием того, как произойдёт подлинное восстановление единства. Для этого было необходимо действие Бога. Он пришёл и принёс в жертву Самого Себя. Жертва Христова открыла полный, неограниченный, постоянный доступ к божественной реальности.
Мы сейчас не приносим кровавых жертвоприношений. В этом нет необходимости. Ведь за каждого из нас уже пролилась кровь Спасителя. Однако это не означает, что жертва больше не нужна. Как и прежде, она занимает центральное место в религиозной жизни. Жертвой Богу призвано стать всё то, что представляет для меня огромную ценность и без чего я порой не мыслю своё существование. Всё то, что порой в моём сердце занимает то место, которое предназначено для Творца. Это могут быть вещи, люди, отношения, эмоции, представления. Всё, что угодно. Моя задача увидеть это и организовать свою внутреннюю и внешнюю жизнь так, чтобы на первом месте в ней оказался Бог. Чтобы Он стал для меня самой главной ценностью, вокруг которой по орбите, как планеты вокруг солнца, вращалась бы вся моя жизнь. Это означает, что все свои мысли, чувства, слова и поступки я призван непрестанно сверять с Евангелием. Призван во всём стремиться исполнить не свою волю, а волю Творца. Это и есть моё жертвоприношение. Если организую свою жизнь так, то она будет угодна Богу, и я получу от Него благословение во всех своих делах.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел
Флп., 240 зач., II, 5-11

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В церковном богослужении немало повторяющихся песнопений и гимнов. Чтения из Священного Писания то же довольно часто повторяются. Может показаться, что в этих бесконечных повторах есть нечто навязчивое. Но можно размышлять о них и иначе: да, повторений много, однако исполняю ли я то, что слышу? А что, если эти повторы нужны для меня, для того, чтобы я наконец-то услышал и понял слова Церкви и слова Самого Бога?
Сегодня мы празднуем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день Церковь предлагает обратить наше внимание на прекрасно знакомый всем православным христианам отрывок из 2-й главы Послания апостола Павла к Филиппийцам. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Невозможно не заметить, что только что прозвучавший отрывок ничего не говорит о Божией Матери. Он полностью посвящён Христу, и это неудивительно, ведь и жизнь чествуемой сегодня Пресвятой Девы тоже была безраздельно посвящена Христу, и, вспоминая Ее, мы не можем в своём воспоминании не делать акцент на Том, Кого Она любила — на Её Сыне.
Однако, есть одна проблема. Церковь решила, что, говоря о Божией Матери, разумнее всего будет говорить не просто о Её Сыне, а о Его смирении. Для нас это странно: во-первых, праздник — это, как будто бы, не самое лучшее время, чтобы размышлять о смирении, а во-вторых, разве мы не можем сказать о Воплощённом Боге нечто иное? Разве мало у нас дней, в которые мы вспоминаем Крест Христов и неразрывно связанное с ним смирение Сына Божия?
На второй из этих двух вопросов ответ прост: нет, не достаточно, ведь если бы было достаточно, то мы — чада Церкви — уже давно бы обрели «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», и не стали бы ни завидовать друг другу, ни биться за обладание благами тленного мира, мы не боялись бы нищеты, мы не обижались бы на оскорбления и не стремились мстить, мы во многом были бы подобны Пресвятой Деве. Увы, но мы не таковы, а потому нам требуется напоминать вновь и вновь.
Почему же сделан акцент на смирении Христа?
Его смирение — это, пожалуй, самое непостижимое чудо из всех возможных чудес. Мы по себе знаем, как бывает сложно попросить прощения даже в том случае, если наша вина известна и нам, и всем окружающим. Почти невозможно попросить прощения, если мы объективно не виноваты. Беспредельно сложно ставить себя на последнее место. Почти невозможно не думать о самом себе. Церковь вновь и вновь напоминает: путь возвеличивания самого себя — это тупиковый путь. Христос победил ад, пройдя по противоположному пути — Он смирил Себя не только став человеком, Его смирение простёрлось дальше: будучи человеком, Он предал Себя в руки других людей, Он отказался от сопротивления ради того, чтобы «Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени». Христос, смирившись, обрёл то величие, которое дают не люди, а Сам Бог. Божия Матерь сумела уподобиться в этом Своему Сыну, и Она обрела истинное величие. Церковь призывает нас последовать этому примеру, и получить вместо тленной славы нетленную радость Христова Царства. Пусть же Божия Матерь поможет всем нам на этом пути!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Успение Пресвятой Богородицы». Протоиерей Павел Карташёв

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и смыслах этого события.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Блаженная Матрона Анемнясевская». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о непростой, но удивительной судьбе блаженной Матроны Анемнясевской, которая еще при жизни своими молитвами помогала людям и считалась святой, за что была арестована советскими властями, при том, что была слепой и не могла самостоятельно передвигаться.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер