Евр., 321 зач., IX, 8-10, 15-23.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В христианских богослужебных текстах нередко упоминается понятие жертвы и жертвоприношения. Что традиция подразумевает под этими словами? Отрывок из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на эти вопросы. Давайте послушаем.
Глава 9.
8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18 Почему и первый завет был утвержден не без крови.
19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
Слово «религия» происходит от латинского глагола religare, что означает «связывать». Задача религии — восстановить связь с Богом, которую человек утратил на заре веков. Примирить человека и божественную реальность становится возможным благодаря богослужебному ритуалу. Однако сам по себе ритуал мало на что способен. Свою подлинную силу он получает лишь благодаря жертвоприношению. «Без пролития крови, — говорит апостол Павел, — не бывает прощения». Именно жертва превращает ритуал в нечто большее, чем простой набор повторяющихся символических действий. Она словно открывает портал между двумя мирами. Сообщает человеку энергию, которая необходима для того, чтобы проникнуть в духовную реальность. Эти идеи являются краеугольными для ветхозаветной религии. В Библии, в книге Моисея под названием «Левит», очень подробно расписывается, какие виды жертв существуют и как их следует приносить. Так Израиль поддерживал связь с Богом.
Однако апостол Павел сегодня говорит о том, что все те жертвы, которые приносились в ветхозаветном храме, — это всего лишь бледные отпечатки того, что произойдёт на кресте. Кровавые жертвоприношения животных не могли действительно восстановить связь между человеком и Творцом. Ведь это были человеческие действия. А какой бы духовной силой не обладал человек, он не может удерживать дверь между двумя мирами открытой постоянно. А потому и ветхозаветные ритуалы были всего лишь намёками, имитацией и подражанием того, как произойдёт подлинное восстановление единства. Для этого было необходимо действие Бога. Он пришёл и принёс в жертву Самого Себя. Жертва Христова открыла полный, неограниченный, постоянный доступ к божественной реальности.
Мы сейчас не приносим кровавых жертвоприношений. В этом нет необходимости. Ведь за каждого из нас уже пролилась кровь Спасителя. Однако это не означает, что жертва больше не нужна. Как и прежде, она занимает центральное место в религиозной жизни. Жертвой Богу призвано стать всё то, что представляет для меня огромную ценность и без чего я порой не мыслю своё существование. Всё то, что порой в моём сердце занимает то место, которое предназначено для Творца. Это могут быть вещи, люди, отношения, эмоции, представления. Всё, что угодно. Моя задача увидеть это и организовать свою внутреннюю и внешнюю жизнь так, чтобы на первом месте в ней оказался Бог. Чтобы Он стал для меня самой главной ценностью, вокруг которой по орбите, как планеты вокруг солнца, вращалась бы вся моя жизнь. Это означает, что все свои мысли, чувства, слова и поступки я призван непрестанно сверять с Евангелием. Призван во всём стремиться исполнить не свою волю, а волю Творца. Это и есть моё жертвоприношение. Если организую свою жизнь так, то она будет угодна Богу, и я получу от Него благословение во всех своих делах.
Деяния святых апостолов
Деян., 10 зач., IV, 1-10.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В христианском Символе веры предельно ясно сказано, что христианин это тот, кто, среди прочего, верует во всеобщее воскресение мёртвых, ну а Христово Воскресение — это и вовсе основной постулат нашей веры, как об этом в своё время и написал святой апостол Павел: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:14). Однако реальность несколько иная: людей, считающих себя христианами, много, верующих же в воскресение мёртвых значительно меньше. Это печальная диспропорция, корни которой уходят во времена земной жизни Христа и Его апостолов. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, в этом отрывке идёт речь об идейных предшественниках современных отрицателей всеобщего воскресения.
Глава 4.
1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
Иудаизм если и был когда-то однороден, то очень давно, и ко времени Пришествия Христа Спасителя он представлял собой целое соцветие различных богословских школ, учение одной школы при этом могло существенно противоречить учению другой. Для понимания книг Нового Завета нам стоит помнить об отличиях двух основных направлений иудейской религиозно-философской мысли, выразителями первой из которых были фарисеи, выразителями второй — суддукеи. В частности, нам стоит помнить, что фарисеи, несмотря на зафиксированные Евангелием некоторые специфические особенности своей жизни, были очень перспективной аудиторией для проповеди Христа Воскресшего, хотя бы в силу своей веры в воскресение, и эта вера их отличала от саддукеев, которые в смысле своего отношения к воскресению из мёртвых мало чем отличались от хорошо нам известных современных атеистов.
Так получилось, что представители высшего израильского духовенства первого века по Рождестве Христовом принадлежали к религиозной партии саддукеев, соответственно, проповедь о воскресении, да ещё и с упоминанием совсем недавно убитого ими Христа, вызывала у этих людей самое активное сопротивление. О проявлении этого сопротивления мы и услышали в только что прозвучавшем отрывке книги Деяний святых апостолов: саддукеи, имея власть в Иерусалимском храме, взяли под стражу апостолов, и книга Деяний сообщает, что причиной этого действия стала проповедь воскресения из мёртвых.
Из Евангелия мы знаем, что нечто подобное произошло и тогда, когда Христос воскресил Своего друга Лазаря: это воскрешение не вписывалось в учение саддукеев, а потому они вместо того, чтобы подкорректировать свои воззрения, решили подкорректировать реальность и убить Того, Кто совершил это воскрешение. Если мы всмотримся как в Евангельские события, так и в события, описанные книгой Деяний святых апостолов, то мы увидим одну крайне важную закономерность: неверие в воскресение мёртвых способно повлечь за собой тяжёлые нравственные преступления. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь если нет воскресения, то не только вера наша тщетна, тщетны и все наши попытки исполнять евангельский закон любви, потому как жить по этому закону имеет смысл лишь в том случае, если человек верует в своё бессмертие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Записная книжка. Виталий Заболотный
Открывая свою записную книжку в телефоне, вижу много контактов на букву о, так я сокращаю слово отец. В основном это — священники. И список становится все длиннее. Смотря на него думаю: как же так все Господь устроил? Для меня все эти знакомства — подарок. И возможность увидеть священников как-то особенно.
Четыре года назад я даже и подумать не мог, что в моей жизни появится целый миссионерский проект и я буду организовывать встречи с такими интересными и действительно мудрыми людьми, священниками, епископами... Иногда хочется просто сказать — с отцами. Ведь, порой, они становятся нам как родные папы, тонко и глубоко чувствуя души, наставляя на путь истинный, задавая вектор нашей жизни.
Сейчас вспоминаю что раньше даже боязно было вот так взять и подойти к священнику, что-то спросить и поговорить, конечно не считая исповеди. А сейчас хватает дерзости подходить, знакомиться, брать контакты, писать, приглашать на мероприятия.
Несколько лет назад я попал на встречу с очень известным и удивительным батюшкой, которого давно хотел увидеть вживую. Наконец, удалось.
Он стоял на сцене, которая была много выше рядов сидений. Смотрел я на него снизу вверх, как на вершину. И думал, как бы хотелось оказаться просто рядом, постоять с такой глыбой, немного пообщаться, но он для меня в недосягаемости...
А теперь промыслом Божиим я вижу таких отцов не только в храме. И знаете, я дерзну назвать их апостолами нашего времени. Я вижу галерею портретов священников. Каждый из них уникален и неповторим. Я чувствую, что они в Духе Святом. Понимаю, что значит «при рукоположении дается благодать», и люди ее стяжают дальше, преумножают.
Порой мы можем не понимать священников или их слова, а может и обижаться, но какой невероятный и титанический труд они совершают, какое количество людей выслушивают, как им сопереживают. Отдают полностью себя и все свои силы на служение Богу. Это не громкие слова. Я это вижу, ощущаю и благодарю Бога за такой подарок.
Автор: Виталий Заболотный
Все выпуски программы Частное мнение
Пострадавшая икона. Виталий Заболотный
Среди моих домашних икон есть одна для меня особенная. Икона Спасителя. Маленькая, в деревянном окладе. Она довольно сильно истрепана, в местах стыка — заклеена. Словно ссадины на ней — трещины и потертостости. Помню крестик на окладе украшал шарик. Теперь его нет.
Какой же путь это икона со мной проделала! А ведь тогда, когда она появилась в моей жизни, я даже ничего не понимал и не был воцерковлен... Сейчас думаю — как же все промыслительно!
Где-то в 2000-м году, после бесконечных операций, меня отправили в санаторий на реабилитацию. Нижняя половина тела была вся в гипсе. Мама мне с собой положила иконку. В те годы она редко бывала в храме, но тем не менее эту икону купила.
Я ее поставил на видное место, рядом с кроватью, на тумбочку. Мне показалось это важным — чтобы Господь был рядом. Нельзя икону куда-то прятать.
В палате лежали разные ребята, тоже молодые и шебутные. Однажды вернувшись после процедур, я заметил, что иконы нет на тумбочке. Она лежала на полу рядом с кроватью.
В следующий раз я обнаружил ее на полу уже посреди палаты. Так повторялось ещё несколько раз. После этих падений отлетел крестик и в местах соединения оклад треснул.
Меня это сильно расстроило и было не понятно, что произошло. Как потом рассказали ребята, они во что-то играли и случайно попали предметом в икону...
Я, как смог, подремонтривал икону и убрал с тумбочки, чтобы больше не происходило таких вещей...
И вот сейчас смотрю на нее. Икона уже стоит дома. Сколько лет прошло... Это — моя первая икона. Она здесь, со мной. Во время моих дальнейших операций, мама молилась перед этим образом Спасителя, на коленях, вся в слезах и надежде на мое выздоровление.
Господь вместе со мной проходил эти испытания и поддерживал. Сам страдал. От ударов икона приобрела мученический вид, но при этом осталась целая и какая-то особенная. Очень ценная для меня.
Господь всегда рядом с нами, только способны ли мы это увидеть и понять.
Автор: Виталий Заболотный
Все выпуски программы Частное мнение