У нас в гостях был настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в Рязанской области игумен Лука (Степанов).
Мы говорили о празднике Крещения Господня и о традициях, с ним связанных.
Ведущий: Алексей Пичугин
Алексей Пичугин:
— Дорогие слушатели здравствуйте. Это «Светлый вечер» на «Светлом радио». Меня зовут Алексей Пичугин. Рад вас приветствовать. С удовольствием представляю нашего гостя. Ближайший час, эту часть «Светлого вечера» в нашей судии вместе с вами и вместе с нами проводит игумен Лука (Степанов), настоятель Спасской Пронской пустыни, кандидат исторических наук, телеведущий. Отец Лука, здравствуйте. Добрый вечер.
Игумен Лука (Степанов):
— Приветствую вас, Алексей, и дорогие слушатели.
Алексей Пичугин:
— Мы выходим в замечательный праздник. Поздравляем наших слушателей с Крещением Господним. Тема у нас соответствующая сегодня. Будем говорить о Крещении, о Богоявлении, о том, что за праздник, как это связано с Рождеством, почему эти праздники связаны, мы их вроде бы отмечаем один за другим, но они, правда, тесно связаны. Поговорим о традициях, которые есть у нас, которые есть в разных странах. Мы много раз говорили о Крещении, понятно, что вряд ли мы сможем что-то новое, какие-то новые смыслы раскрыть этого праздника, но, тем не менее, замечательный повод еще раз поздравить друг друга и поговорить. Праздник Крещения. Что же мы отмечаем?
Игумен Лука (Степанов):
— Конечно, событие евангельское, которое все четыре евангелиста замечают и имеет огромное значение для нашего спасения. Разумеется, необходимое, поскольку трудно было, да и невозможно даже и пророкам предвидеть, каким образом будет устраиваться вход в единство с Богом для человека отверженного, для человека, изгнанного в эту юдоль плача, вместо епитимьи нашей земной жизни. Каким образом Господь установит новое рождение водою и духом? А праздник Крещения или Богоявления — это появление Самого Господа уже на Его общественное общенародное служение во всей полноте Своей Божественной силы и при этом ощутимо, осязаемо для человечества. Недавно мы праздновали Рождество. Господь появился на земле не в момент Рождества, а в момент зачатия, поэтому «спасения нашего главизна» это Благовещенье, когда человеческое естество соединилось с Божественной природой под сердцем Пречистой Девы, и это начало христианства. Но проповедь Господня «Покайтесь, приблизилось бо Царствие Небесное», но явление Христа народу, как отражено в картине нашего знаменитого художника — это Крещение, к тому же соединенное еще в освящением водного вещества, с благословением его, с олицетворением через него Божественной благодати воссоединяющей человека с Божеством. Все это в этом чудном празднике, имеющем, кстати, много и других названий, кроме Крещения.
Алексей Пичугин:
— А почему вода? В чем глубокий символизм и особенность именно воды? Мы сейчас привыкли, спустя две тысячи лет, в нашей христианской традиции, и зачастую не задумываемся, что крестимся мы в воде, что вода сопровождает нас в течение нашей христианской жизни, что вода это очень значимый символ. И Христос тоже пришел к Иоанну в воду. И тут сразу две вещи, которые мы часто не замечаем. Крещение, в нашем русском современном языке крещение связано с Крестом. А Крест — это уже событие, произошедшее сильно-сильно позже. Но тут мы говорим крещение, крещение Иоанново. Это тоже почему-то крещение. Почему крещение?
Игумен Лука (Степанов):
— Да, вы правильно наводите на мысль, что это погружение. Это слово тождественно нашему крещению в греческом языке.
Алексей Пичугин:
— Баптизо.
Игумен Лука (Степанов):
— Баптизо, да, это именно погружение. Так что на воду самые прямые указания. Мало того, когда появлялись в некоторые древние времена дискуссии, что в отсутствии воды возможно ли крестить песком, например, святоотеческий Собор все-таки отвергнул такую замену. Уж лучше довольствоваться слюной и тремя каплями воды для крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа, чем...
Алексей Пичугин:
— Чтобы вода присутствовала.
Игумен Лука (Степанов):
— Да, неизбежно. Даже есть один характерный рассказ Лескова...
Алексей Пичугин:
— «Некрещеный поп».
Игумен Лука (Степанов):
— Да, где архиерей, он уже оказался архиереем, а в это время покаялся умирающий мужик, что не довез младенца до крещения. Но поскольку не довез он его из-за бури, в которую попал и напечатлел на челе младенца сам крестик среди той влаги, которая омывала его многократно, то — не знаю, насколько вероятна подлинность такого рода ситуации, хотя в общем-то ничего противоисторического или невозможного в этой истории нет — было признано именно это водное омовение и вхождение в водное облако и исповедание Пресвятой Троицы и Креста Господня достаточным для того, чтобы при восполнении необходимом считать с того момента крещенным этого человека.
Алексей Пичугин:
— Поскольку у нас многие люди крестились в советское время, а сколько таких людей крестилось на дому, скольких таких людей крестили бабушки дома при отсутствии храма. В вашей священнической практике вам, наверное, приходилось встречать таких людей?
Игумен Лука (Степанов):
— Да, это вопрос, который остается актуальным в связи с некоторой неясностью обстоятельств бывшего крещения, а может быть, и не бывшего. Тут уже есть определенная традиция решения этого пастырского вопроса при некотором предположении недостаточности того, что произошло, или вовсе отсутствия, что нельзя назвать состоявшимся крещением. Когда есть хоть минимальная опасность такого разворота вещей, то крещение должно быть совершено над человеком с формулировкой несколько условной. Мы веруем в едино крещение, второго крещения у человека быть не может, и поэтому погружаем в этом случаем, при сомнении, что он крещен или что крещен не правильно, по убеждению некоторых святых отцов, если крещен был у еретиков, на которых не распространяется благодать присоединения к Церкви, когда они сами находятся вне Церкви. Тем не менее, формулировка звучит: «Аще не крещен, крещается раб Божий (имярек) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь». Эта условность позволяет нам не брать на себя слишком много и в случае, если человек был крещен, забыл, нет возможности это уточнить, то все-таки не претендовать на второе его духовное рождение, когда оно уже совершилось. Притом, если его не было, а в вечности рисковать такими обстоятельствами не разумно, то все-таки оно будет непременно совершено, и тогда уже человек, как и сказал Господь, родится водою и духом в жизнь вечную.
Алексей Пичугин:
— А все-таки, простите, но, правда, очень интересно, почему вода? Вода это, как я уже говорил, то, что сопровождает нас всю жизнь, без воды мы не можем существовать. Но почему в воде заключается такой глубокий духовный символизм?
Игумен Лука (Степанов):
— Вода ведь кругом в Евангелии, в том числе она именуется и той самой скачущей в жизнь вечную исходящей из чрева человека. Кажется, что столь проницающая всю вселенную вода и в самом человеке-то, не забудьте, сколько процентов воды, чуть ли подавляющее преимущество.
Алексей Пичугин:
— Подавляющее преимущество.
Игумен Лука (Степанов):
— Так что высушить его совсем, и ничего от него не останется без воды. Эта всепроникающая и дающая жизнь молекула H2О является несомненно основополагающей для тварного бытия, сотворенная при первых Божественных произволениях, это стихия водная, которая наполнилась по повелению Господню всякими тварями, оказалась жизненно важной для поддержания бытия всякого творения на земле. Но она же олицетворяет собой, с самых первых страниц книги Бытия еще и некоторую небесную сферу. Есть вода под твердью, есть вода над твердью. И хотя интересные мне попались научные изыскания о том, что озоновые дыры — это некоторая натянутая версия о таинственным образом вод еще выше, чем те, которые представляются нам облаками, тоже определенным образом формируются и обеспечивают сохранность и атмосферного слоя земли. В книге Бытия упоминание вод над твердью предполагает, мне кажется, и некоторое сравнение воды с небесным блаженством, с некоторым изобилием совершенной вечной жизни Бога. Мы помним, что и рай омывался четырьмя реками, то есть был всесторонне объят водной средой, это было условие существования рая.
Алексей Пичугин:
— Две известные реки, а две неизвестные.
Игумен Лука (Степанов):
— Таинственные. Все это трудно нам. Мы вряд ли могли предположить, что и Тело и Кровь Господня будет нам отдана в хлебе и вине, благословляемом на вечере верных Богу. Вещества здесь самые простые и ясные, лежащие в основе тварного бытия и самих веществ, наполняющих вселенную. Не удивительно, что таким Божественным произволением и действием все-таки о вхождении Господнем в Иордан в присутствии Иоанна, хотя и стремительном выходе из него в связи с отсутствием грехов, как поясняют нам святые отцы, ибо всякий, входя в Иордан омывался, исповедуя грехи свои, признаваясь в своей неисправности. Таким образом происходило приуготовление к встрече Того, Кто будет крестить уже Духом Святым. И Господь, исполняя всякую правду, так же в эту водную стихию входит. Это освящение вод вхождением Господним составляет во многом значительное содержание этого праздника.
Алексей Пичугин:
— Друзья, напомню, что в гостях у «Светлого радио» сегодня игумен Лука (Степанов), кандидат исторических наук, телеведущий, настоятель Спасской Пронской пустыни. Мы говорим о крещении. Сегодня Крещение Господне, мы говорим о празднике, о смыслах праздника. Действительно, для чего Господь пришел на Иордан? Мы называем крещение Иоанново крещением покаяния, здесь мы сразу видим несколько смыслов. С одной стороны, мы не очень понимаем, что такое покаяние для человека пока еще ветхозаветного, стоящего на пороге христианства. Часть из тех людей, которые приходили к Иоанну на Иордан, станут христианами, а часть не станут. А кто-то из апостолов не приходил на Иордан, но они встретили Христа. Как нам все это соединить, с одной стороны? И для чего нужно было это крещение покаяния именно Иисусу? Зачем Ему было исполнять вот это?
Игумен Лука (Степанов):
— Действия схожие, и Иоанново крещение и последующее крещение, которое исполняли апостолы по повелению Господню, крестя все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа. Но содержание, конечно, разное. Иоанн Креститель, не беря на себя лишнего, признавался искренне, что мессия не он и крещение его есть омовение. То есть погружение есть некоторый образ того грядущего изобилия действительно очищающей благодати, которая явится тогда, когда явится ее источник, когда явится ее хозяин, этой самой благодати. Иоанн Креститель, не думаю, что призывал к чему-нибудь другому. Метанойя, она и в Африке метанойя. И на Иордане у Иоанна Крестителя она состояла в изменении мыслей, в отвращении от греха по простой причине, что страсти, которым предается народ, предаются люди, помешают, как и сегодня мешают, узнать Господа, принять Господа, последовать за Господом, Который грядет всего через полгода после начала Иоаннова служения. Поскольку был на полгода его младше по своему рождению, а раньше 30-ти лет ни при каких обстоятельствах нельзя было в Израиле брать на себя учительское достоинство. Хотя он и до этого времени был выдающимся подвижником и был признана всем Израилем исключительным, изумительнейшим из пророков, так что помышляли о нем, что он и есть Мессия. Но только в 30 лет он призвал всех, почитающих его таковым, каким он являлся, засвидетельствовать перед Богом свое намерение, свою решимость к исправлению. Интересно, что проповедь, кратко изложенная евангелистами, и Иоанна Крестителя и Самого Господа точно совпадают. Слова «Покайтесь, приблизилось бо Царствие Небесное» принадлежат как Иоанну Крестителю, так и чуть позже Господу. Только миссия Иоаннова была в этом приуготовлении и указании, а миссия Господня была уже в исполнении самого дела преображения человеческого естества и явления как нового Адама. Почему понадобилось Самому Господу это вхождение в Иордан вслед за всем погружающимся Израилем, исповедующим грехи свои? Поскольку это было всеобщее дело внешнего благочестия. Иоанн Креститель был печать пророков ветхозаветных, последний, уже указывающий на Самого Господа, так же как за 500 лет Исайя, за тысячу лет Давид и прежние его и последующие за ним указывали на грядущего Мессию. Так дело Иоанна Крестителя — уже завершить эту золотую цепь пророческих указания и непосредственно десницей своей, как на той же картине, указать на Агнца Божия, берущего грехи мира. Но поскольку он этим пророком был признан в Израиле, то было делом всеобщего благочестия, как приношение жертв в храме Иерусалимском, как определенные молитвенные последования, приличные для иудеев, так и это признание пророка и признание его чина омовения, к которому он призывал. И Христос в данном случае исполняет «всякую букву Закона», получается, исполняет всякое внешнее благочестие по ветхозаветному порядку, о чем в последствие Он скажет: «Ни йота единая, ни единая черта не прейдет от закона, дондеже все не исполнится». И Он, таким образом, предстает перед Израилем в момент начала Своего служения, спасительного служения, исполняющим и исполнившим все то же, что исполняют и ветхозаветные благочестивые иудеи, начиная с обрезания и так далее по всем порядкам. Поклонение на Пасху в Иерусалимском храме, о чем нам свидетельствует евангелист и, наконец, погружение вместе со всеми стремящимися быть верными Богу Израилеву. От этого пророка Иоанна и Иисус Господь принимает это погружение, притом, с протестами пророка, который знает, Кто входит в Иордан для его освящения.
Алексей Пичугин:
— Было такое частное богословское мнение, встречалось мне, наверное, не очень частное, оно опубликовано, и были дискуссии по этому поводу. Что Господь, придя на Иордан и войдя во Иордан, собственно глас с Небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе мое благоволение» именно тот момент, когда Сам Иисус понимает, что Он Сын Божий. Я понимаю, что для нашей традиции это странное достаточно утверждение, но опять же, у кого-то из достаточно авторитетных богословов, теологов мне попадалось такое размышление.
Игумен Лука (Степанов):
— И тут Он понял, и тут до Него дошло?
Алексей Пичугин:
— Нет, не тут он понял, тут до Него дошло. Была достаточно большая дискуссия по этому поводу. Понятно, что богословская дискуссия это отдельный вид искусства, но интересно, что можно этому противопоставить?
Игумен Лука (Степанов):
— Никаким образом это не может быть признано православным мнением и традиционным для церковных мыслителей, пытающихся что-то истолковать, понять из глубины, что да как совершалось в обстоятельствах Боговоплощения. Тут есть прямые и простые обличения этого мнения, хотя бы 12-летним отроком Иисусом Христом.
Алексей Пичугин:
— Чаще всего приводят в качестве контраргумента.
Игумен Лука (Степанов):
— ...сочувствует переживаниям Матери Пречистой Своей, говорит: зачем вам было искать Меня с отцом (мнимым), когда мне надлежит быть там, где дом Отца Моего. Дело в том, что те сверхъестественные приветствия, которые касались Господа Иисуса еще во чреве Пречистой Девы, когда Иоанн во чреве взыгрался радостью во чреве. Или советы, когда Симеон Богоприимец, Его принимая на руки свои, взывает устами Церкви: не я младенца держу, а Младенец меня держит и отпускает меня с миром. Предположить, будто в неких избранниках Божиих ведение Господа присутствовало даже в младенце шестимесячном еще не родившимся, в Иоанне, а в Самом Господе воплотившемся некоторое ограничение Его самосознания было каким-то образом поставлено, более чем наивно и не совместимо с Божественным могуществом и достоинством личности Иисуса Христа. По-моему, это все такой гуманизм, как представление, может быть, этими же даже философами борения в Гефсиманском саду как место принятия решения Иисуса Христа, умирать ли на Кресте или не умирать. Величайшие из наших богословов говорят, что даже если и скорбел Господь даже и до пота кровавого, то вовсе не из-за того, что боялся смерти, сам воодушевляя других не бояться телесной смерти, и зная о Своей непобедимости для смерти. Но совсем из других соображений. Например, если интересно, могу сейчас напомнить, епископ Илия Минятий говорит: потому что приносится величайшая и совершенная жертва за все человечество, корой почти никто не воспользуется. Из-за этого безмерная скорбь Господня, даже до кровавого пота обнаруживается евангелистом для нашего ведения всегдашнего, а вовсе не потому, что Он как человек предавался каким-то отчаяниям, скорбям. Ведь это известная притча о том, что писать жития святых должен святой, потому что когда не святой пишет, то его мотивация понимания происходящего совсем в других категориях действует. Поэтому когда берутся люди размышлять о степени самосознания Господа и мотивации Его поступков и когда интерпретируется и поступок Иуды, как жертвенное служение обязательно нужному для человечества распятию, это, конечно, отражение личного неустройства таких авторов, которые в своих человеческих массивах или основаниях пытаются представлять и события евангельской истории.
Алексей Пичугин:
— А чем для нас сейчас живущих в 21-м веке людей важен праздник Крещения? Мы понимаем, что раньше был праздник Богоявления — Рождество, Крещение — тут два праздника, которые отмечались одновременно. В армянской Церкви до сих пор так. Потом произошло разделение. Мы сейчас Богоявлением Крещение сейчас называем, но, когда мы говорим о Рождестве Христовом, понятно. Но мы, наверное, себе пытаемся объяснить значимость праздника Крещения в основном через какие-то традиции. Это видно по огромным очередям к крещенским купальням, водоемам. В середине зимы проруби в виде креста... Я хорошо помню, когда я входил в церковь, для меня праздник Крещения был, так как-то получилось, что с самого начала сопряжен именно с крещенскими купаниями. Потом они как-то отошли на второй план, потом стали не интересны, потом я совсем от них отошел. Но изначально ты на службу едешь, а получилось, что мы ходили в храм не рядом с домом, а в неближнем Подмосковье, ты едешь в мороз, думаешь, вот она служба, да ладно, Бог с ней со службой, но ведь потом-то, ух, придется... Так чем же нам так важен праздник Крещения, уж наверное, не Крещенскими купаниями?
Игумен Лука (Степанов):
— В первенствующей Церкви у христиан первых веков, вы перечислили несколько праздников, сходившихся в один, а вообще там было целых четыре. Это именуемый феофаний единства Рождества, поклонения волхвов, как определенный чин прихождения языческого человечества к Богу, Крещения и еще первое чудо в Кане Галилейской, особенно на Западе признавалось. Так что мы видим, что во всех событиях есть определенный новый этап человеческого изумления. Чудо в Кане это чудо, а «Чудо есть чудо, — как писал Борис Пастернак, — и чудо есть Бог». Это одно из сотериологических аспектов служения Господня, совершая невыносимое и невозможное для человека на глазах самих людей, Он таким образом трудился ради их веры в Его Божественное достоинство. Ради этого все это и написано, как сообщает Иоанн Богослов, все, что происходило с Господом. Так что специфика Крещения в череде этих феофаний, этого Богоявления, проявления Божественного могущества особо значима тем, что это заявка, общественно озвученная заявка следовать за Ним для всего человечества. Дальнейшие чудеса и учения тоже имеют непосредственное значение для вразумления, наставления, обращения — Крест, наконец, Воскресение. Но уже нельзя, кажется, после этих всех доводов остаться неверующим, хотя как мы видим, можно. И даже в большинстве своем и оставались неверующими его современники, и сегодня остаются неверующими, сомневающимися, кто чего там написал две тысячи лет назад, насколько это все благонадежно. Но Крещение это подлинное появление, первое, очевидное перед всем Израилем, когда практически сразу появляются и призванные ученики, и твой выбор: уже вместе с Господом либо без. Ты слушаешься Отца Небесного, «се Сын Мой возлюбленный», или не слушаешься. Это предложение всех черпать воду жизни даром, принять эту благодать Христова появления, прежде всего явления Его, подтвердить это как раз погружением трехкратным в водное естество с призыванием Пресвятой Троицы, то есть рождаться крещением в жизни вечную.
Алексей Пичугин:
— Мы напомним, друзья, что в гостях у «Светлого радио» сегодня игумен Лука (Степанов), настоятель Спасской Пронской пустыни, телеведущий, кандидат исторических наук. Мы говорим о празднике Крещения Господня. Через минуту, буквально, мы вернемся в эту студию.
Алексей Пичугин:
— Возвращаемся в студию «Светлого радио». Друзья, напомню, что в гостях у нас сегодня игумен Лука (Степанов), настоятель Спасской Пронской пустыни, кандидат исторических наук, телеведущий. Говорим о празднике Крещения Господня, о смыслах праздника. Я вспоминаю, что, занимаясь историей церкви советского периода, встречаешь огромное количество материалов. Понятно, что и сейчас в храмы в основном люди приходят, когда храм наполнен людьми — на Рождество, на Пасху и на Крещение. Ты смотришь фотографии советские... Сложно сказать, как это было до революции, но от советского времени у нас сохранилась хорошая статистика уполномоченных. Которая свидетельствует, что если на обычной службе в большие храмы приходят несколько сотен человек, то на Крещение в кафедральные соборы областных центров, если там большой кафедральный собор остался, то это может быть 5, 6, 7, 10 тысяч человек, может быть, 20 за целый день пройти, 30 тысяч человек. Что в общем свидетельствовало о чем? О том, что у народа не было того разрыва с Богом, о котором нам говорили? Или это свидетельствовало о желании чуда? Или это свидетельствовало о том, что все равно, несмотря на то, что мы в Бога не верим, священникам мы не верим, церкви мы не верим, но вот уж 19 января надо обязательно прийти с бидончиком набрать водичку? На всякий случай. Наверное, у каждого была своя мотивация, и каждый, кто приходил, был ли он искренне верующим человеком или попадал в одну из этих категорий, но все равно приходил. Но ведь о чем-то же нам это говорит?
Игумен Лука (Степанов):
— Да, конечно, есть соблазн заподозрить эти самые сонмы приходящих в обрядоверии, в большом желании, не сильно увлекаясь самой Богоявленской тематикой, заручиться заряженной водичкой для пользы собственных домов, для пользы собственного здоровья. И таким образом с несколько языческим подходом отнестись к этой христианской святыне, магическим образом предполагая воздействие этой особой, непростой, таинственной воды на обстоятельства своей жизни, чтобы они были получше. Когда периодически приходится со студентами вспоминать какие-то основные мотивации язычества, поневоле проводишь параллели с современной жизнью, с какими-то элементами этих увлеченностей, популярностей чего-то внешнего, поверхностного, вовсе не заинтересованного в стяжании Духа. Того же духа покаяния, духа радости, духа спасения, который и является условием нашего единства с Богом, к которому нас церковь и ведет, которым и снабжает. А вот воспользоваться какими-то ритуалами и ритуальными действиями и приуготовленными веществами, как вода, для решения не вопроса своего вечного спасения, к чему призывает нас церковь в дни Богоявления, Крещения за богослужением самим, а к решению только лишь житейских наших нужд, которые, конечно, имеют право на своей существование и свое взывание ко Господу. Но при этом, если они остаются последней инстанцией нашего упования или последней степенью наших пожеланий, то назвать христианином имеющего упование только на земное не приходится всерьез. С другой стороны, как Крещение и Пасха с благословением куличей, снедей пасхальных — это своего рода такой мощный глас вопиющего в пустыне, такой призыв, на который идя, пробиваются сквозь свое маловерие гораздо больше людей, чем обычные наши прихожане традиционные. С упованием, да, вероятно, более на земные блага, которые можно получить с помощью этого особого Божественного благодеяния. Но плохо ли это? Когда Тихон Задонский, великий наш затворник, а он хоть жил в затворе, но вынужден был в храм ходить, пересекая дворик монастырский. В отличие от Феофана Затворника, его ученика, можно сказать...
Алексей Пичугин:
— Он сам служил.
Игумен Лука (Степанов):
— Да. Который был в затворе снабжен, слава Богу, храмиком, в котором был непрестанно. Но его наставник, один из любимых и почитаемых святых, Тихон Задонский должен был проходить через дворик. Когда он шел с литургии, то раздавал детям, которые приходили на литургию, по куску хлеба. А его за это ругали. Он вообще не всегда пользовался сочувствием братии, даже до рукоприкладства доходило со стороны настоятеля. Его укоряли, в том числе и за это, что ты тут миссионерством занимаешься, хлебушек раздаешь детям, они за хлеб только и ходят на литургию, какая тут польза духовная. А святитель Тихон оправдывался, что хоть и ради кусочка хлебушка, но ходят на литургию, а это самое главное. Так кажется и здесь. Хоть намерения могут быть не вполне возвышенные, тут уже дело стратегии самого настоятеля, батюшек. Нас в Рязанской епархии правящий архиерей твердо наставляет пользоваться этими днями преизобильного стечения народа, который обычно не ходит, для катехизации, для раздачи разных внятных буклетиков, каких-то памяток про содержание пасхального торжества, по Крещению тоже. Это замечательный повод явить какую-то милость к церкви, даже к нуждам житейским человеческим, чтобы впоследствии через это прихождение за крещенской водичкой и появилась дальнейшая потребность прихождения за той самой водой жизни, благодатью Божией подаваемой в таинствах Церкви.
Алексей Пичугин:
— А вы знаете случаи, когда люди просто, будучи.... Все мы, наверное, знаем такие случаи. Но явно, что люди приходили при большом стечении на праздник или за водой крещенской, так удачно можно было пообщаться, была возможность пообщаться в сложный день, в сложные два дня, когда после этого у людей загоралась искорка христианства, и они начинали ходить.
Игумен Лука (Степанов):
— Я убежден, что так и надо делать. Не очень правильно каким-то формальным образом поставить разливающего мужика или какую-нибудь неприветливую даму: в очередь, в очередь, куда полезли с этими кадушками, ты здесь не стояла, вот, пожалуйста, приобретайте, граждане, бутылочку по десятке, ведерочко по полтинничку, давайте, расходись, разбирай благодать, во денежки сюда, это туда. Во-первых, вообще, торговый момент, когда он возникает в этот такой хрупкий период, когда не церковные люди все-таки подтягиваются к церкви, робко, понимаю, что ничего тут не понимают. Здесь, если они наталкиваются на такую рыночную ситуацию, то, конечно, может от этого еще убавиться расположение к дальнейшей церковной жизни. Но, кажется, можно установить дело и с любовью, и со вниманием, и с раздачей каких-то подарочков незатейливых, иконочек и каких-то пояснений, книжечек об исповеди. Чтобы радость прихождения в храм, пускай по этому несколько меркантильному поводу, однако может вполне стать добрым опытом. У нас ведь были героические события в рязанской земле. У нас есть Иоанно-Богословский монастырь, еще домонгольского периода древнейшая святыня.
Алексей Пичугин:
— Знаменитый, тот самый Иоанно-Богословский монастырь рядом с Рязанью.
Игумен Лука (Степанов):
— Да. Воспетый даже нашим поэтом рязанским.
Алексей Пичугин:
— Поэт рязанский там и родился рядом.
Игумен Лука (Степанов):
— Да, Константиново. Это его слова:
«Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь».
«Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись же пред ликом Спасителя
За погибшую душу мою».
Как безупречно сказано. Там есть источник, так же издревле бьющий этой животворящей благодатной водой. Множество там исцелений, облегчений недугов всяких народ получал. До поры до времени, лет десять-пятнадцать назад для купания место было обустроено. Но это был один сруб общий и поэтому переодевание, наполнение новыми людьми происходило бесконечно долго. Сейчас уже есть отделения у вновь построенной купели и для мужчин и для женщин отдельно. Поэтому постоянным ручейком идут люди, не затрудняясь ожиданием выхода лиц иного пола, а постоянно проходящим. Отдельно для братии есть купальня, которой священство может воспользоваться, и это удобно. Но эти десятилетия 20-го века, начала 21-го какие ни бывают морозы, народ занимает очередь, не разбираясь толком еще и не понимая, зачем ему это нужно иногда, но часами простаивая в этой очереди, почерпнуть воду, окунуться в эти благословенные воды. И это меня всегда поражало, такая мужественность, такая решимость. Я подумал, наверное, это исповедничество в своем роде, какой-то подвиг долготерпения, ведь это за церковной водой, во имя Пресвятой Троицы благословленной, с твердой верой в проповедь церковную. Но пока настолько вмещает человек, что кроме яиц на Пасху и святой воды на Крещение, пока лифт выше не поднимается. Но в этом отношении он во всяком случае...
Алексей Пичугин:
— Но он поднимается.
Игумен Лука (Степанов):
— До куда-то, да. Другое дело, что приходится здесь предупреждать другие болезни духовные, когда погружение наше традиционное русское в ледяных водах благословенных заменяет покаяние. Год безобразничали, теперь все-таки достоял я эту ночь крещенскую до купели, нырнул, и можно возвращаться со спокойной совестью.
Алексей Пичугин:
— Как у Блока. Про покаяние человека простого, который пришел, сходил в храм. Я не процитирую сейчас, извините. Потом пришел, изругал жену, сел с рюмкой.
Игумен Лука (Степанов):
— А, это уже да, эти приметы Синодального периода, когда раз в год, «вынь да положь», отметься в единственном своем покаянии и продолжай в том же духе.
Алексей Пичугин:
— А здесь у нас немножко переложилось. Друзья, напомним, что в гостях у «Светлого радио» сегодня игумен Лука (Степанов), настоятель Спасской Пронской пустыни, кандидат исторических наук, телеведущий. Я вспоминаю из своей ранней церковной юности, первые годы хождения в храм, первые лет десять. Шли Крестным ходом, там у нас была не прорубь, а купальня обустроенная, но на реке. Сколько градусов на улице, столько и в купальне. После службы шли Крестным ходом освящать воду в этой купальне. Подходим, купальня заперта изнутри, все стоят, поют тропарь, а оттуда: «Занято». То есть уже люди, опередив службу, опередив освящение, пришли купаться, уже очередь стоит. И вы, граждане верующие и граждане священнослужители, вставайте в очередь.
Игумен Лука (Степанов):
— Да, тут, конечно, неплохо было бы наведение каких-то порядков. Мне кажется, сейчас во многих местах, вот у нас систематизировано и места омовения традиционного ночного и священники, которые в определенный час обозначают молебен, водосвятие.
Алексей Пичугин:
— Понятно, потом уже все так и делали и купальню запирали до освящения. Но вот это забавный пример, когда «занято, подождите, граждане». Как вы думаете, для человека, который уже немножко иначе на это смотрит, который уже в полноте живет церковной жизнью, нужен ли вот этот водный ажиотаж с раздачей воды, с купаниями? Ну, купания — это вообще отдельная история. Тут каждый раз приходится в наших программах говорить: а если кто-то желает, то исходя из ощущений или знаний о собственном здоровье. Потому что случаев тоже много разных с крещенскими купаниями в мороз, когда особенно подготовки нет, кода люди раз в год окунаются, когда не практикуют никаких других, даже контрастного душа, но раз в год окунаются, тут призывать к крещенским купаниям не можем. Но нужен ли вот этот ажиотаж, связанный с водой. Это для кого-то прозвучит кощунственно: ажиотаж, связанный с водой. Но действительно он происходит из года в год, и для человека, который постоянно ходит, живет церковной жизнью, насколько он важен?
Игумен Лука (Степанов):
— Мне кажется, что если уже у человека церковная жизнь заладилась, то он в этом ажиотаже участие не принимает. Для него нет такой проблемы получить бутылочку со святой водой для дома, он довольствуется тем, что на него капелька попала, когда батюшка кропил просторы, где-то еще. Вместо запивки во многих храмах как раз поставляют на Крещение уже Агиасму, так что он уже приобщился, прикоснулся, испил. Он прекрасно понимает, что не возьмешь сегодня, возьмешь завтра. Крещенская вода хранится в течение всего года и в храмах и в домах христиан. Поэтому ему потребности ломиться и выстаивать очереди просто нет. А в отношении погружения, я думаю, что переживающий радость Богоявления, участвуя во всенощном бдении, особенно в Божественной литургии, то относится он к нашим традиционным купаниям с ровным благоразумием, не переоценивая свои физические возможности, не считая, что если он не окунулся в прорубь, то и год пропал, и праздника не состоялось. Это немножечко экстремальное благочестие. Я-то сам любитель, надо сказать, и крещенского купания. У нас на речке Прони благоустроены для купания проруби, в частном порядке устроены. Это дарит столько радости, столько духовного восторга, я бы даже сказал, может быть, он не столько духовный. Как-то мы видели в примере старших священников почтительное и воодушевленное отношение к этому делу, погружению. Но сам-то я с этой холодной стихией в принципе дружу, мне это в течение всего года бывает радостно, когда определенная возможность позволяет где-то окунуться в холодных источниках или душем даже, уж простите за подробность, но вовсе не только теплым, горячим пользуюсь.
Алексей Пичугин:
— Но вы привыкли?
Игумен Лука (Степанов):
— Для меня это живая потребность, она более бодрит и радует, чем теплые воды, которые необходимы в своем порядке. А так-то никого ни в коем случае мы не форсируем, это всякий прихожанин знает. Что не идешь, салага, ты не верующий, давай, во имя Отца и Сына? Конечно, такое нередко слышишь.
Алексей Пичугин:
— Но что-то в этом греховное есть, мне кажется.
Игумен Лука (Степанов):
— В такой, конечно, провокация, когда считать это необходимо главнейшим, каким-то важным духовным аспектом нашей жизни.
Алексей Пичугин:
— Что ты не православный что ли?
Игумен Лука (Степанов):
— Да, бояться или не бояться нырнуть. Понятно, здесь надо подходить помягче и поиндивидуальней. Чаще всего мужской пол. Женский прекрасно занимается после всенощного бдения. У нас монастырь все-таки, поэтому кто приезжает на всенощную, как правило остается. У нас бывают молодежные съезды по поводу праздника Крещения. Есть чем заняться во время нашего радостного мужского купания представительницам слабого пола, когда они займутся наведением порядка на церковном полу и приуготовлением чего-то к следующей праздничной трапезе, и никто на них за это косо не посмотрит, что они недостаточно благочестивы. Так что это не входит в порядок. А на Святой горе Афон подобные дела вызывают недоумение и даже ужас у благочестивейших монахов, насельников. Там есть, например, источник Афанасия Афонского, который, подобно как у нас в Малинниках, под Троице-Сергиевой лаврой, низвергается с определенной высоты, ледяной источник прекрасный.
Алексей Пичугин:
— Да, да. Я, правда, там не был.
Игумен Лука (Степанов):
— Наши соотечественники никогда не упустят возможности, в чем мама родила, благо Афон, не предполагает какого-то нежелательного засвечивания, но сам факт, в обнаженном виде лезть в ледяные источники, в данном случае водопад, вызывает крайнее отчуждение у местных насельников нерусских. Тут уже с ними богословствовать на этот счет, что это хорошо и как-то по-нашему торжественно, совершенно бесполезно. И не скажешь, что они не правы. Явно это и вид и вопли.
Алексей Пичугин:
— Ну, тут и пословица есть про устав и монастырь.
Игумен Лука (Степанов):
— Пожалуй, что да. Как-то хорошо оставить все это дело крещенского купания на личное желание и возможность. Но традиция такая имеется, и считать ее грубым язычеством нет никаких оснований. И вода благословенная и хождение на Иордан с освящением и погружением в него было еще практикой первых христиан. Мало ли, что в Палестине и в Святой Земле тепло, а у нас как есть, как дал Бог, за то и спасибо.
Алексей Пичугин:
— Я приводил такой пример. Мне очень нравится, когда, я даже представляю себе, как наши иконописцы северные, живущие в снегах, в кельях, занесенных выше двери снегом, сидят и пишут тонкие палестинские сюжеты, не видя никогда пустыни, Иордана, не видя ничего, кроме тайги и вечного... Ну как вечного, летом, понятно, что не вечного, но долгой зимы, в занесенной келье пишут палестинские сюжеты, с Иорданом теплым, с пальмами.
Игумен Лука (Степанов):
— Их везение в том, что существует иконописная традиция, как изображать пустыню, как изображать реку.
Алексей Пичугин:
— Ну да, но все равно. Все мы знаем людей, которые бывали, может быть, вы тоже бывали, на Крещение на Иордане. Бывали?
Игумен Лука (Степанов):
— В сам нет, но плавал в нем. Это было в одной из поездок.
Алексей Пичугин:
— Я у Иордана тоже когда-то бывал, никогда не погружался, не плавал в нем. Ну да, я представляю, что там, наверное, градусов 22-23, и в Иордане и окружающая температура. Тоже определенная экзотика. Спасибо большое мы говорим сегодня отцу Луке (Степанову), игумену, настоятелю Спасской Пронской пустыни, кандидату исторических наук, телеведущему, за этот разговор. А мы говорили о празднике Крещения сегодня, в сам день праздника Крещения, о Богоявлении с ним. Поздравляем вас, дорогие друзья, еще раз. И прощаемся.
Игумен Лука (Степанов):
— От души, друзья, поздравляем с Богоявлением, праздником Светов, днем просвещения. Это все сегодняшний всесветлый день. Храни вас Господь.
Алексей Пичугин:
— До свиданья. С Богом.
Все выпуски программы Светлый вечер
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться делать замечания правильно? Как высказывая заслуженные претензии ближним, не обидеть их и не оскорбить? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Если человек согрешил, то его необходимо исправить. Примерно такой смысл можно увидеть в только что прозвучавшем отрывке послания апостола Павла. Как исправить? Понятное дело, как. Подойти и сказать ему, что он что-то сделал не так, как правильно. Кажется, всё проще простого. Но вот только на практике подобное никогда не получается сделать нормально. Либо я сам не могу нормально сделать замечание. Внутри шевелятся раздражение и неприязнь, а бывает ловлю себя на чувстве превосходства и тщеславии. Либо человек принимает всё сказанное в штыки, и я начинаю от этого заводится. В любом случае возникает напряжение, а иногда происходит даже скандал.
Апостол Павел в курсе этих особенностей человеческой натуры. Он прекрасно знает, как работает наш эгоизм и на какие выкрутасы он способен. А потому он добавляет, что необходимо не просто исправлять. Но исправлять в духе кротости. Что это за дух такой? Кротость — это особое качество души, которое нередко противопоставляют гневливости. В кротком человеке нет сопротивления другим людям. Он не встаёт на дыбы, если что-то вдруг идёт не по его сценарию. В нём пропадает свойственная многим из нас тяжеловесность. Его словно становится мало. Он становится мягким и тихим. Почти прозрачным. Как правило такие люди — это люди поступка. И все их дела приносят окружающим максимальную пользу. И вот если такой человек говорит, то его слова не цепляют и не ранят окружающих. Не оставляют на их сердце едкую горечь. Даже если это слова замечания и обличения.
Дух кротости, точно так, как и дух любви, милости, смирения и долготерпения, — это подарок от Бога. Это особое действие в нашем сердце божественной благодати. А потому естественным образом он не возникает в душе. Для этого необходимо потрудиться. Каким же образом? Апостол даёт ответ — «наблюдая за собой». Есть такая важная духовная закономерность. Если человек ведёт духовную жизнь, если он ежеминутно отслеживает, что происходит в душе у него самого, пытается разобраться в глубинных мотивах и целях своих собственных чувств, мыслей, слов и поступков, он становится мягким и снисходительным к окружающим. Он видит, что сам далёк от совершенства. В нём самом есть те недостатки, которые присутствуют в других людях. И он это признаёт не умом, не абстрактно. Он ощущает это всем своим существом. Поэтому он десять раз подумает перед тем, как выпалить свои претензии окружающим. Но даже если скажет, то скажет словно о себе. Словно поделится своим опытом, как он сам справляется с собственными дефектами и немощами.
А потому зачастую человек кроткий пребывает в молчании. В первую очередь он сосредоточен на работе с собственной душой. У него нет никакого желания что-то кому-то доказывать, объяснять или поучать. Это нарушает тот хрупкий мир, который живёт у него внутри. И если он и делает это, то лишь потому, что сами люди обращаются к нему и просят рассказать, как он смог добиться таких результатов в духовной жизни и приобрести такое мирное внутреннее состояние.
К этому призваны и мы с вами. Больше наблюдать за собой. За движениями собственного сердца, за чувствами, мыслями, словами и поступками. То есть заниматься тем, что христианские подвижники называли душевным деланием. И тогда однажды мы заметим, что ровно в той степени, в какой мы проявляем усердие в этой работе, нам меньше хочется высказывать ближним свои претензии. Нам стало легче нести бремя их недостатков. Они просто перестали нас особо волновать. А люди, ощущая это, тянутся к нам, просят у нас совета и внимательно прислушиваются к нашим словам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 6. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. У каждого человека есть друзья и недруги. У кого-то больше одних, у кого-то других. Задумываясь о недругах, мы понимаем, что их можно нажить плохим поведением, но можно, как ни странно, хорошим. Такое тоже бывает. Иногда кажется, что с ними так трудно, что молиться за них и уж тем более желать им добра совсем не получается. И всё же должен быть в нашей молитве один элемент, о котором никак нельзя забывать. Порассуждать о нём подробнее можно на примере 6-го псалма, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Помню разговор с одним знакомым священником, который рассказывал мне о своём подходе к теме вражды и неприязни. Сам он старается сознательно ни с кем не враждовать и с чувством неприязни бороться, но и когда с ним кто-то враждует, говорит: «Пытаться нравиться всем — безнравственно. Это означает, что ты никакой: ни собственных убеждений, ни принципов, которые ты способен отстаивать». Действительно, если кто-то испытывает к нам неприязнь или даже враждует с нами, обычно мы расстраиваемся и пугаемся, хотя поступать надо совершенно иначе. Начать надо не с переживания о чужом мнении, а с вопроса к самому себе, что с тобой на самом деле, прав ты или нет. Если неправ, найти возможность извиниться и исправиться. Если прав, подумать о том, как жить мирно, сохраняя верность правде. Наконец, если сомневаешься, спроси совета, если же твоя совесть чиста, а человек продолжает враждовать, наберись терпения, но от правды не отступай.
Псалом 6-ой, который мы сейчас услышали, передаёт переживания царя и пророка Давида, находящегося в тяжёлой ситуации. Судя по тексту, проблемы и бедствия окружили его со всех сторон. Он ощущал на себе гнев Божий за грех, страдал от телесной болезни и от нападения врагов. Состояние его было так тяжело, что он буквально был на грани смерти. Однако при этом псалмопевец не потерял доверия Богу. Царь не просто просит о возвращении добрых отношений, но говорит: спаси меня ради милости Твоей. То есть знает, что гнев Божий — не гнев человеческий, он не противоречит милости и любви, но даже в определённом смысле является выражением этой любви в отношении грешника. И эта уверенность в Боге помогает Давиду не отчаиваться. Страдая физически и эмоционально, он изменился и духовно вернулся к Творцу, почему и не хочет иметь ничего общего с беззаконными. «Удалитесь от меня, — говорит он им, — ибо Бог услышал мой плач и примет мою молитву». Однако в контексте разговора о врагах важно обратиться к последнему стиху. В отличие от многих других псалмов, в данном случае автор немногословен. Однако те короткие прошения, которые он озвучивает, очень важны. Во-первых, он просит поразить врагов стыдом и страхом. И надо понимать, что стыд в ветхозаветном контексте — это публичное обрушение надежд, это позор, связанный с тем, что Бог смиряет человека на неправильном пути. Страх — это внутреннее переживание, это боязнь за своё будущее. Но дальше ещё интереснее, ведь Давид просит, чтобы враги обратились, когда будут опозорены. А обращение в еврейском — это далеко не всегда просто разворот — это изменение направления деятельности и мысли. И как Бога Давид в начале псалма умоляет обратиться, то есть сменить гнев на милость, так теперь, молясь о вразумлении врагов, просит о том, чтобы развернулись, то есть покаялись, они. Именно так должны быть выстроены молитвы о врагах, даже желая им испытаний, не следует делать этого из мести, но только из желания их покаяния и исправления.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
«О христианах и христианстве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наш ведущий диакон Игорь Цуканов вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе трактата святителя Григория Нисского «...О том, что значит имя и название „христианин“» говорили о том, каким надо стремиться быть христианину, а также о смыслах христианства.
Разговор шел о том, как и в чем мы можем подражать Христу, почему христианин призван к совершенству и о чем стоит помнить на пути духовного развития.
Ведущий: Игорь Цуканов
Все выпуски программы Почитаем святых отцов











