2 Тим., II, 1–10
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Пророки Ветхого Завета, несмотря на определённую сложность речи некоторых из них, использовали в своей речи понятные и привычные слушателям образы, самый известный из которых — образ виноградника. Христос поступал точно так же, как правило, Его наставления содержат в себе отсылки к понятным и привычным Его слушателям образам, именно поэтому в Евангелии мы читаем о всё тех же виноградниках, о пастухах и овцах, о семенах, о закваске, о всём том, что окружало в повседневной жизни рядового израильтянина первого века по Рождестве Христовом. Неудивительно, что и апостолы тоже предпочитали идти по этому пути, они тоже брали аналогии из окружающего мира. Именно поэтому в посланиях апостола Павла мы находим те сравнения, которые были понятны представителям греческого мира. Так, во 2-й главе Второго послания апостола Павла к Тимофею мы можем прочитать о сравнении духовной жизни с жизнью военных и с жизнью спортсменов. Отрывок из этой главы сегодня звучит за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 2.
1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,
9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
Очевидно, что приводимые апостолом Павлом аналогии значительно ближе к жизни большинства наших современников, чем аналогии Христа: мало кто из нас понимает, как устроена, скажем, деятельность пастуха, но мы имеем представление о жизни военных и о жизни спортсменов, а потому слова апостола Павла понятны без каких-либо комментариев.
К примеру, его фраза «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2Тим. 2:4) представляется совершенно прозрачной: в любой стране профессиональные военные посвящают свою жизнь исключительно делам своей службы, и они не имеют права заниматься чем-либо ещё, потому как в противном случае это негативно скажется на исполнении ими их прямых воинских обязанностях. Применительно к христианской жизни эта апостольская сентенция означает, что те люди, которые посвятили себя служению Христу, — в первую очередь, священнослужители и монахи — не должны пытаться совмещать своё служение с какими-либо иными видами деятельности, не имеющими прямой и непосредственной связи с их основным занятием. Конечно, жизнь вносит свои коррективы в это апостольское предписание, а потому сегодня в тех случаях, когда церковное служение оказывается неспособным обеспечить необходимый уровень жизни священнослужителя, ему дозволяется иметь и светскую работу, правда, эта работа, во-первых, должна быть вторична по отношению к служению Церкви, а во-вторых, она не должна каким-либо образом мешать таковому служению, то есть в светской работе священнослужителя не может быть места нарушению норм христианской морали.
Следующая сентенция апостола Павла имеет отношение к спортивным состязаниям, и её общий смысл тоже понятен без каких-либо комментариев: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим. 2:5). Спортсмен сможет получить награду лишь в том случае, если будет соблюдать правила состязания. Так и христианин сможет получить свою награду только при выполнении тех условий, который неоднократно озвучены в Евангелии. Эти условия всем прекрасно известны, и они объединены одним принципом: доверие Богу всегда и несмотря ни на что, которое должно находить своё выражение в нравственной жизни и в готовности пострадать за имя Христово в том случае, если такова будет воля Божия. Сам апостол Павел с честью прошёл свой путь, а потому он по праву мог ставить себя самого в пример Тимофею и всем последующим поколениям христиан.
«Послушание»
Выхожу ранним утром на улицу и слышу привычный звук — это дворник Петрович метёт дорогу вдоль дома. У меня звук метлы — соприкосновение берёзовых прутьев с асфальтом — часто вызывает воспоминания из прошлого. Когда-то в юности я приехал потрудиться в мужской монастырь. Монахи обители, взглянув на мою худощавую фигуру, не стали направлять меня на тяжёлые работы. Поручили поддерживать монастырскую площадь и дорожки в порядке.
Так я и проходил две недели с метлой в руках. Как сейчас помню длинную дорожку от братского корпуса, в котором жили монахи, к главному храму. За долгую осеннюю ночь её покрывали опавшие листья, и мне предстояло их убирать. Час-полтора работы и дорожка вновь чистая. Очень нравилось мне это послушание, так в монастыре называют определённые виды работ. С тех пор я неравнодушен к звукам метлы и при случае помогаю нашему дворнику.
Вот и сейчас я подхожу к нему и говорю: «Петрович, здорово! Возьми, подержи». Передаю ему свою сумку, беру метлу и начинаю мести дорожку. Петрович улыбается, он рад перекинуться со мной парой слов. Я тоже рад с ним поговорить и вспомнить своё монастырское послушание.
Все выпуски программы Утро в прозе
18 мая. О подвигах и чудесах Великомученицы Ирины
Сегодня 18 мая. День памяти Великомученицы Ирины, жившей в первые века христианства.
О её подвигах и чудесах, — священник Августин Соколовски.
18 мая. О молитвах перед Образом Богородицы «Неупиваемая Чаша»
Сегодня 18 мая. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
О молитвах перед этим Образом Богородицы, — протоиерей Василий Гелеван.