
2 Тим., II, 1–10

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Пророки Ветхого Завета, несмотря на определённую сложность речи некоторых из них, использовали в своей речи понятные и привычные слушателям образы, самый известный из которых — образ виноградника. Христос поступал точно так же, как правило, Его наставления содержат в себе отсылки к понятным и привычным Его слушателям образам, именно поэтому в Евангелии мы читаем о всё тех же виноградниках, о пастухах и овцах, о семенах, о закваске, о всём том, что окружало в повседневной жизни рядового израильтянина первого века по Рождестве Христовом. Неудивительно, что и апостолы тоже предпочитали идти по этому пути, они тоже брали аналогии из окружающего мира. Именно поэтому в посланиях апостола Павла мы находим те сравнения, которые были понятны представителям греческого мира. Так, во 2-й главе Второго послания апостола Павла к Тимофею мы можем прочитать о сравнении духовной жизни с жизнью военных и с жизнью спортсменов. Отрывок из этой главы сегодня звучит за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 2.
1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,
9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
Очевидно, что приводимые апостолом Павлом аналогии значительно ближе к жизни большинства наших современников, чем аналогии Христа: мало кто из нас понимает, как устроена, скажем, деятельность пастуха, но мы имеем представление о жизни военных и о жизни спортсменов, а потому слова апостола Павла понятны без каких-либо комментариев.
К примеру, его фраза «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2Тим. 2:4) представляется совершенно прозрачной: в любой стране профессиональные военные посвящают свою жизнь исключительно делам своей службы, и они не имеют права заниматься чем-либо ещё, потому как в противном случае это негативно скажется на исполнении ими их прямых воинских обязанностях. Применительно к христианской жизни эта апостольская сентенция означает, что те люди, которые посвятили себя служению Христу, — в первую очередь, священнослужители и монахи — не должны пытаться совмещать своё служение с какими-либо иными видами деятельности, не имеющими прямой и непосредственной связи с их основным занятием. Конечно, жизнь вносит свои коррективы в это апостольское предписание, а потому сегодня в тех случаях, когда церковное служение оказывается неспособным обеспечить необходимый уровень жизни священнослужителя, ему дозволяется иметь и светскую работу, правда, эта работа, во-первых, должна быть вторична по отношению к служению Церкви, а во-вторых, она не должна каким-либо образом мешать таковому служению, то есть в светской работе священнослужителя не может быть места нарушению норм христианской морали.
Следующая сентенция апостола Павла имеет отношение к спортивным состязаниям, и её общий смысл тоже понятен без каких-либо комментариев: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим. 2:5). Спортсмен сможет получить награду лишь в том случае, если будет соблюдать правила состязания. Так и христианин сможет получить свою награду только при выполнении тех условий, который неоднократно озвучены в Евангелии. Эти условия всем прекрасно известны, и они объединены одним принципом: доверие Богу всегда и несмотря ни на что, которое должно находить своё выражение в нравственной жизни и в готовности пострадать за имя Христово в том случае, если такова будет воля Божия. Сам апостол Павел с честью прошёл свой путь, а потому он по праву мог ставить себя самого в пример Тимофею и всем последующим поколениям христиан.
Спасо-Преображенский кафедральный собор — Димитровград

Преображенский кафедральный собор Димитровограда, города в Ульяновской области, был построен совсем недавно — в 2007 году. Однако, история его уходит корнями в девятнадцатый век, в то далёкое время, когда на территории современного города находилась деревенька Мелекесс. В 1859 году она стала селом, поскольку здесь появился первый деревянный храм. Его посвятили Николаю Чудотворцу.
По праздникам маленькая церквушка не вмешала молящихся и жители Мелекесса решили поставить ещё одну, на этот раз каменную. Главным жертвователем стал купец первой гильдии Николай Масленников. Он не только оплатил материалы и работу мастеров, но и отдал свой дом для проживания духовенства.
В 1879 году каменный храм освятили и он также получил имя Николая, Угодника Божия. Десять лет в Мелекессе существовало два Никольских прихода. Деревянную церковь в народе называли Староникольской, а каменную — Белой. Оштукатуренные стены заботливо белили весной и осенью и храм неизменно сохранял праздничный вид.
В 1889 году деревянный храм сгорел при пожаре. Белая церковь стала центром общественной жизни Мелекесса. При ней открылась школа и заработала библиотека. В день памяти святителя Николая, 19 декабря, в селе устраивали ярмарку, на которую съезжалось множество гостей из окрестных деревень. Празднование совершалось каждую зиму вплоть до революции 1917 года. Безбожники, захватившие власть в России, закрыли Никольскую церковь, а в 1939-м — снесли. Там, где стоял Белый храм, устроили парк.
Но через шестьдесят лет верующие получили разрешение возродить утраченную святыню. Первые молебны служили под открытым небом на месте снесённой церкви. В двухтысячном году в парке поставили часовню во имя Казанской иконы Божией Матери, а ещё через семь лет здесь возвели великолепный кирпичный храм в честь праздника Преображения Господня. За яркий цвет стен его называют Красным.
Мелекесс к этому времени получил статус города и новое имя — Димитровград. В 2012 году он стал центром Мелекесской православной епархии. Кафедральным, то есть главным её собором считается Спасо-Преображенский храм — Красная церковь, что выросла на месте утраченной Белой в самом сердце города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Счетоводы чужой любви. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
23 октября. О взаимоотношении Лиц Святой Троицы

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О взаимоотношении Лиц Святой Троицы – епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема