
2 Тим., II, 1–10

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Пророки Ветхого Завета, несмотря на определённую сложность речи некоторых из них, использовали в своей речи понятные и привычные слушателям образы, самый известный из которых — образ виноградника. Христос поступал точно так же, как правило, Его наставления содержат в себе отсылки к понятным и привычным Его слушателям образам, именно поэтому в Евангелии мы читаем о всё тех же виноградниках, о пастухах и овцах, о семенах, о закваске, о всём том, что окружало в повседневной жизни рядового израильтянина первого века по Рождестве Христовом. Неудивительно, что и апостолы тоже предпочитали идти по этому пути, они тоже брали аналогии из окружающего мира. Именно поэтому в посланиях апостола Павла мы находим те сравнения, которые были понятны представителям греческого мира. Так, во 2-й главе Второго послания апостола Павла к Тимофею мы можем прочитать о сравнении духовной жизни с жизнью военных и с жизнью спортсменов. Отрывок из этой главы сегодня звучит за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 2.
1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,
9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
Очевидно, что приводимые апостолом Павлом аналогии значительно ближе к жизни большинства наших современников, чем аналогии Христа: мало кто из нас понимает, как устроена, скажем, деятельность пастуха, но мы имеем представление о жизни военных и о жизни спортсменов, а потому слова апостола Павла понятны без каких-либо комментариев.
К примеру, его фраза «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2Тим. 2:4) представляется совершенно прозрачной: в любой стране профессиональные военные посвящают свою жизнь исключительно делам своей службы, и они не имеют права заниматься чем-либо ещё, потому как в противном случае это негативно скажется на исполнении ими их прямых воинских обязанностях. Применительно к христианской жизни эта апостольская сентенция означает, что те люди, которые посвятили себя служению Христу, — в первую очередь, священнослужители и монахи — не должны пытаться совмещать своё служение с какими-либо иными видами деятельности, не имеющими прямой и непосредственной связи с их основным занятием. Конечно, жизнь вносит свои коррективы в это апостольское предписание, а потому сегодня в тех случаях, когда церковное служение оказывается неспособным обеспечить необходимый уровень жизни священнослужителя, ему дозволяется иметь и светскую работу, правда, эта работа, во-первых, должна быть вторична по отношению к служению Церкви, а во-вторых, она не должна каким-либо образом мешать таковому служению, то есть в светской работе священнослужителя не может быть места нарушению норм христианской морали.
Следующая сентенция апостола Павла имеет отношение к спортивным состязаниям, и её общий смысл тоже понятен без каких-либо комментариев: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим. 2:5). Спортсмен сможет получить награду лишь в том случае, если будет соблюдать правила состязания. Так и христианин сможет получить свою награду только при выполнении тех условий, который неоднократно озвучены в Евангелии. Эти условия всем прекрасно известны, и они объединены одним принципом: доверие Богу всегда и несмотря ни на что, которое должно находить своё выражение в нравственной жизни и в готовности пострадать за имя Христово в том случае, если такова будет воля Божия. Сам апостол Павел с честью прошёл свой путь, а потому он по праву мог ставить себя самого в пример Тимофею и всем последующим поколениям христиан.
10 мая. О подражании святым

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Подражайте мне, как я Христу».
О подражании святым — священник Захарий Савельев.
Наша вера есть вера подражания. Мы подражаем. Апостолы подражали Спасителю, апостолы подражали Пророку. Допустим, вот эпизод, когда апостол Павел воскрешает юношу, который был на Агапе, упал и умер, и он ложится на него. Это точное такое подражание Пророку Елисею, когда он таким же образом воскрешает мертвого. То есть мы подражаем нашим духовным отцам, нашим наставникам. Они подражали своим наставникам и так до самих апостолов и до самого Спасителя. То есть, получается, наша вера есть вера подражания. Но в то же время Господь оставляет обязательно за человеком свободу, обязательно свободу творчества. Но и эта свобода тоже должна быть в некой форме подражанием. Это и есть традиция, это и есть то преемство от апостолов, которое дошло до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О причинах ненависти ко Христу

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел».
О причинах ненависти ко Христу — священник Павел Гумеров.
В 2004 году при избрании комиссара Европейского Союза была отклонена кандидатура итальянца-христианина только за то, что этот человек исповедует христианские нравственные ценности. И вошел в обиход термин «христианофобия». Но христианофобия, ненависть ко Христу и к христианам, появилась не в XXI веке, а в веке I, когда были воздвигнуты первые гонения на христиан. И Господь дает нам надежду и упование, и объясняет эту ненависть. Господь говорит: «Если бы вы были от мира, мир любил бы вас». То есть христианин является белой вороной, он иной, он другой. И тем, что он живет по правде Божией, по заповедям Божьим, конечно же, он уже обличает мир. Но Господь вселяет в нас надежду. Он говорит, что «Мужайтесь, ибо я победил мир». И поэтому не нужно смущаться и бояться. Это совершенно нормально. «Подражайте мне, как я подражаю Христу», говорит нам апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О подвиге святого Симеона Иерусалимского

Сегодня 10 мая. Церковь чтит память Апостола от 70-ти и священномученика Симеона Иерусалимского, сродника Господня, пострадавшего за Христа в 107 году.
О подвиге святого — священник Стахий Колотвин.
Каждый апостол приближается к Богу, потому что проповедует Евангелие. Именно на это он поставлен Господом. Каждый святитель приближается к Богу, потому что он управляет вверенной ему общиной из православных христиан и ведет их ко спасению, несмотря на все окружающие препятствия. Мы помним, что величайшим иудеем, принявшим Христа, был Иаков, брат Божий, старший из сыновей Иосифа. И вот мы смотрим, он принимает мученическую смерть, потому что уже иудеи начинают понимать — христианская община. Несмотря на то, что иудеи и христиане продолжают соблюдать ветхозаветные заповеди, это явление совсем иное. И здесь кто был тем человеком, который исполнил евангельскую заповедь Христа, который говорит, когда увидите воинов вокруг Иерусалима, когда увидите вот эти все знамения, бегите в горы? Это был святой апостол Симеон Иерусалимский. Симеон Иерусалимский выполнил важную задачу, потому что он сохранил Православную Иерусалимскую Общину, даже когда был город разрушен, когда камня на камне не осталось ни от Иерусалимского храма, ни от домов вокруг, потому что, как говорится, «Церковь Божия, Храм Божий не в бревнах, а в ребрах».
Все выпуски программы Актуальная тема