
Как-то довелось мне быть в Ярославле. И я попал в одну приходскую воскресную школу. Всё как обычно: столы, стулья, книги, кроме одной детали. На стенах необычные картины. Одна из прихожанок нарисовала портреты выдающихся православных мыслителей. Там был владыка Антоний Сурожский, протопресвитер Александр Шмеман и женщина, но её я не знал. В монашеском облачении и с улыбкой на лице. Я спросил у друга, который сопровождал меня, кто она? Оказалась, это мать Мария (Скобцова).
Так я впервые услышал о ней. Биография матушки удивительная. Когда я стал ее изучать, меня поразило насколько не типичны пути святости. Есть такой стереотип, что святой — это человек, закрытый от мира, почти отшельник. И всё человеческое ему, как будто бы, чуждо. Мать Мария рушит все эти стереотипы.
В молодости, общалась со всем литературным светом Петербурга. Вместе с Осипом Мандельштамом, Анной Ахматовой и многими другими посещала литературно-философские собрания Вячеслава Иванова. Писала стихи, которые нравились критикам. Вступила в партию эсэров. Что очень созвучно с её, как мне кажется, горящей натурой. Она даже успела побывать мэром в Анапе. Но этот период был не долгим. К власти пришли большевики. Тогда Мария Скобцова встала на защиту горожан от террора и грабежа. Даже была арестована с угрозой смертной казни за антибольшевистскую работу. Потом ей пришлось бежать, превратилась в эмигрантку. Поселилась в Париже.
После смерти дочери, приняла монашество. Вероятно, это был момент духовного перерождения. В итоге мать Мария осознала своё служение, как монашество в миру. Посвятила себя благотворительности и проповеди. Пыталась помочь опустившимся русским эмигрантам, писала заметки об их жизни, ездила с лекциями. Пыталась наладить помощь и создать какое-то сообщество. И ей это удалось. Для неё путь жизни в Церкви был путем активной, деятельной любви. Она выстрадала его и засвидетельствовала своей кровью. Мать Мария была казнена в газовой камере. Вошла в неё вместо другой женщины. За неделю до освобождения.
Жизнь Марии Скобцовой не оставила меня равнодушным. В ней чувствуется поток огня среди холодного мира. Она им горела и им согревала. Мать Мария говорила, что Православная церковь — это не одинокое стояние пред Богом, а соборность, связывающая всех узами Христовой и взаимной любви.
Эта любовь не копит ничего для себя, но всё отдаёт. Как Христос не пожалел из любви ничего, даже Себя. К этому призван и христианин. И пускай это снова и снова будет безумием для мира! Вызовом этому отчаявшемуся миру! Именно в этой отдаче христианин, раскрывает Царство Божье. Так думала, так и жила святая мать Мария (Скобцова).
Автор: Егор Назаренко
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица