«Рука дающего не оскудеет» — знакомое многим выражение. Но верим ли мы ему до конца? Конечно, мы помогаем ближним не для собственной выгоды. Помогаем, потому что людям это нужно. А Господь, словно, отвечает нам.
Про то, что пожертвование, отданное во славу Божию, возвращается сторицей, я слышала много раз и сама неоднократно убеждалась в этом. Но когда есть возможность жертвовать, не сильно ущемляя себя материально, ты этот эффект особо не чувствуешь. А вот когда сам в стесненных обстоятельствах. Был у меня такой эпизод.
Мой хороший знакомый, друг детства, нуждался в материальной помощи. Он о ней не просил, и так было понятно — у человека полно долгов, пустой холодильник и отсутствие дохода. Так сложилось, что парень остался без работы, в полном одиночестве. А, потеряв отца, впал в глубокое уныние. Беспросветность.
В общем, ему требовалась круглая сумма. У меня были необходимые деньги. Но, что называется, последние. Весь мой запас. Я попала в затруднительные положение. Что делать? У меня тоже все нестабильно. Крупного дохода тоже не предвидится. В частном доме, где я живу, может случиться что угодно в любую минуту, мне нельзя оставаться без финансовой подушки.
Мои риски высоки! После пары бессонных ночей и сомнений все-таки решила отдать всё тому человеку. В конце концов, я в состоянии добыть деньги, а он пока что нет — нужно время прийти в себя после всех испытаний.
Мне стало легче, как бывает от принятого решения. Тем более, что видела, как обрадовался тот человек!..
Навязчивые страхи старалась отогнать от себя. Я работаю видеографом, снимаю церковные таинства, работа сезонная. Зимой её не так много, как в тёплое время года. Конечно, было тревожно за своё будущее.
Но буквально через день мне пришло предложение о работе. Появилась возможность заработка, о котором и не помышляла. В свободное время я пеку ремесленный хлеб для себя и своих близких. И вдруг раздаётся звонок — моя подруга ждёт гостей и просит испечь несколько буханочек для её праздника.
Я радостно согласилась. Испекла. А потом предложила свой хлеб всем, кого знала. Подумала, вдруг ещё кто-то захочет вкусный и полезный продукт к столу. И пошли заказы! Мне дали аванс, который сразу покрыл ту сумму, что я пожертвовала бедолаге. А потом пришел основной заработок!
В итоге получила в три раза больше, чем отдала! Да ещё нашла новый источник дохода и постоянных клиентов! Вроде бы, совпадение, но для меня это настоящее чудо!
В хлопотах и заботах о себе можно не заметить тех, кому гораздо хуже. Не услышать несказанных просьб о помощи. Не пожалеть того, кто нуждается в этом. Можно окаменеть сердцем без милосердия и сострадания. Тогда уж точно всего будет мало, потому что собственное чрево бездонно. Мы всегда видим, когда достаточно помогли другому, но никогда не скажем, что с нас хватит.
Это история не о том, как я горжусь собой, а о том, как важно, порой, жить чужими проблемами, подумать о ком-то чуть больше, чем о себе, потому что тогда о тебе позаботится Господь.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова