
В первый день нового 1899-ого года в Москве на Верхней-Красносельской улице открывали благоустроенную богадельню на сто человек из числа престарелых одиноких москвичей. Её возвели на деньги купчихи Натальи Геер. Наталья Петровна — и сама одинокая вдова — построила приют в память о своём муже — Иосифе Геере.
Судьба не баловала Наталью Петровну. Её единственный внук умер, не прожив и года. Через три недели скончалась дочь — тоже единственная. Но несчастья на этом не закончились. В 1876-ом году ушёл из жизни и глава семьи. Наталья Петровна осталась совсем одна. Она была состоятельной женщиной — муж завещал ей огромный капитал. И решила вложить деньги в богоугодное дело, увековечив память супруга.
Геер прожила в Москве всю жизнь. Любила свой город и его жителей. И отправила в городскую Думу письмо с предложением передать Первопрестольной большую часть своих земельных владений — огромный участок стоимостью в 251 000 рублей. С условием, что на нём построят богадельню имени Иосифа Геера. Дума проект поддержала и взяла на себя обязательство возвести богоугодное заведение, а при нём храм, для чего намеревалась использовать и деньги Геер, и средства из городской казны.
Но Наталья Петровна не стала ждать, пока власти выделят финансы на строительство. Она сама заказала проект богадельни Льву Кекушеву. Архитектор спроектировал удобное, невысокое здание. По задумке архитектора, вестибюль первого этажа соединялся проходом с церковью в честь святого Иосифа Обручника. Церковь же, Кекушев, наоборот, построил высокую, большую. В ней могло молиться до тысячи человек сразу. Архитектор учёл, что к старикам, проживающим в приюте, будут приходить родственники и знакомые, потому-то и возвёл такой просторный храм. И по просьбе Натальи Геер выделил в богадельне помещения для лазарета и бесплатной аптеки. Такого Москва ещё не знала!
На втором этаже приюта находились комнаты призреваемых. По широкому коридору можно было свободно прогуливаться, никому не мешая. Всё в доме планировалось так, чтобы старикам жилось удобно. Даже в церковь они проходили прямо со своего второго этажа, не спускаясь на первый. Для этого был построен специальный переход. Вообще, все жилые помещения проектировались и строились вокруг храма. Это сделали для тех стариков, которые не могли ходить. Богослужения они слушали, не вставая с кровати.
Здания богадельни и церкви были прекрасно отделаны. Комнаты украшала дорогая мебель, работала воздушная вентиляция. Пол храма выложили мозаикой, во всех остальных помещениях постелили паркет. Проект обошёлся в 140 000 рублей. Когда стало понятно, что денег на строительство церкви не хватает, Геер добавила ещё двенадцать с половиной тысяч. Она сама купила всю церковную утварь, заказала мраморный иконостас, приобрела облачение для священнослужителей.
Великолепный персонал, нововведение в виде бесплатной аптеки, лазарет, где старики получали круглосуточную помощь — всё это сделало богадельню знаменитой на всю Москву. Призреваемые жили на полном пансионе, отлично питались, спали на удобных кроватях, застеленных накрахмаленным постельным бельём. Геер позаботилась не только о стариках, но и о детях. При богадельне она открыла приют для сирот, родители которых погибли в 1896-ом году на Ходынском поле, когда произошла трагедия во время празднования по случаю коронации Николая Второго.
Наталья Петровна финансировала содержание своего богоугодного заведения до конца жизни. И в завещании оставила ему 18 000 рублей. Богадельня и храм безбедно существовали вплоть до 1917-ого года. После революции их закрыли. Но в Москве по сей день стоит здание когда-то красивейшей обители милосердия, появившейся на карте города благодаря щедрости Натальи Геер и её трепетному отношению к беззащитным старикам и детям.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема