
Фото: Sandy Millar / Unsplash
Балканы... Хотя по месту расположения этот регион и считается Европой, но по своим традициям, обычаям, по самому духу своему резко от нее отличается. Здесь все иначе, нежели чем у европейских австрийцев или венгров. Взять хотя бы Албанию. Эту страну по праву считают исламским центром Европы. Со времен Османской империи здесь действительно проживает большое количество мусульман. Но мало кто знает, что православных в Албании если и меньше, чем мусульман, то ненамного. Более того — в Албании существует собственная Православная Церковь. Она имеет очень древние корни, в Средние века из-за нашествия мусульман эта Церковь была запрещена, а возрождена только в двадцатом веке. Несмотря на это, Албанская Церковь сегодня считается одной из самых динамичных и миссионерски активных Православных Церквей в мире. Именно поэтому количество православных албанцев в последнее время неуклонно растет. Вместе с возрождением Православия в целом в Албании все больше растет интерес к православным обычаям прошлого. Сегодня даже в городах люди в Албании стараются значимые для семьи события проводить в соответствии с традициями предков.
Взять, например, свадьбу. Этот радостный обряд многие православные албанские семьи стараются организовать так, чтобы он соответствовал обычаям прошлого. Конечно же, не полностью. Например, традиционное для Албании похищение невесты сегодня не только не практикуется, но даже считается преступлением. А вот свататься албанцы до сих пор любят. Например, родители в Албании не откажутся самостоятельно определить брачную жизнь своих детей. Если в отношении юношей это мало когда происходит, то в отношении девушек родительская воля подчас имеет определяющее значение. Отец и мать вполне могут указать, за кого их дочери выходить замуж, а за кого не стоит. Из-за такого родительского контроля за выбором для детей будущих супругов помолвка в Албании имеет очень важное значение. Во время помолвки происходит обмен и обещаниями вступить в брак, и обмен заверительными подарками. Обычно все это осуществляется в присутствии священника. Помолвку в Албании принято праздновать шумно и радостно. Почти как свадьбу. Но в отсутствие жениха и невесты. В Албании издревле было принято знакомить молодых прямо перед венчанием. Теперь это редко когда практикуется, но наличие такого обычая добавляет албанской свадьбе интриги. Вообще албанское свадебное торжество чем-то напоминает греческую свадьбу. Здесь также принято приглашать всех родственников и гостей, устраивать шумное и многодневное веселье.
Начинается свадебный день в Албании с похода жениха, его родственников и друзей в дом невесты. Обычно процессию возглавляет священник. Он не стороне жениха, а просто следит за благочинием свадебных обрядов. Сегодня, как и в прошлом, невеста не сразу выходит к жениху. Она должна делать вид, что сопротивляется и не хочет покидать дом родителей. А те, в свою очередь, просто выталкивают ее из дому, предварительно получив от жениха подарки.
В храме перед венчанием наступает время покапризничать и для жениха. Теперь он начинает делать вид, что не особо-то и хочет жениться. Тут уже священник должен как бы строго на него посмотреть и привести в чувство. Само венчание в Албании совершается почти по такому же чину, как и у нас в России. Наиболее заметным отличием является форма венцов на головах жениха и невесты. Обычно это не короны, как у нас, а обручи или венки из цветов. После венчания наступает время торжественного застолья, которое, как я уже сказал, длится несколько дней и открыто для каждого желающего.
Все выпуски программы Вселенная православия
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема