
Фото: Sandy Millar / Unsplash
Балканы... Хотя по месту расположения этот регион и считается Европой, но по своим традициям, обычаям, по самому духу своему резко от нее отличается. Здесь все иначе, нежели чем у европейских австрийцев или венгров. Взять хотя бы Албанию. Эту страну по праву считают исламским центром Европы. Со времен Османской империи здесь действительно проживает большое количество мусульман. Но мало кто знает, что православных в Албании если и меньше, чем мусульман, то ненамного. Более того — в Албании существует собственная Православная Церковь. Она имеет очень древние корни, в Средние века из-за нашествия мусульман эта Церковь была запрещена, а возрождена только в двадцатом веке. Несмотря на это, Албанская Церковь сегодня считается одной из самых динамичных и миссионерски активных Православных Церквей в мире. Именно поэтому количество православных албанцев в последнее время неуклонно растет. Вместе с возрождением Православия в целом в Албании все больше растет интерес к православным обычаям прошлого. Сегодня даже в городах люди в Албании стараются значимые для семьи события проводить в соответствии с традициями предков.
Взять, например, свадьбу. Этот радостный обряд многие православные албанские семьи стараются организовать так, чтобы он соответствовал обычаям прошлого. Конечно же, не полностью. Например, традиционное для Албании похищение невесты сегодня не только не практикуется, но даже считается преступлением. А вот свататься албанцы до сих пор любят. Например, родители в Албании не откажутся самостоятельно определить брачную жизнь своих детей. Если в отношении юношей это мало когда происходит, то в отношении девушек родительская воля подчас имеет определяющее значение. Отец и мать вполне могут указать, за кого их дочери выходить замуж, а за кого не стоит. Из-за такого родительского контроля за выбором для детей будущих супругов помолвка в Албании имеет очень важное значение. Во время помолвки происходит обмен и обещаниями вступить в брак, и обмен заверительными подарками. Обычно все это осуществляется в присутствии священника. Помолвку в Албании принято праздновать шумно и радостно. Почти как свадьбу. Но в отсутствие жениха и невесты. В Албании издревле было принято знакомить молодых прямо перед венчанием. Теперь это редко когда практикуется, но наличие такого обычая добавляет албанской свадьбе интриги. Вообще албанское свадебное торжество чем-то напоминает греческую свадьбу. Здесь также принято приглашать всех родственников и гостей, устраивать шумное и многодневное веселье.
Начинается свадебный день в Албании с похода жениха, его родственников и друзей в дом невесты. Обычно процессию возглавляет священник. Он не стороне жениха, а просто следит за благочинием свадебных обрядов. Сегодня, как и в прошлом, невеста не сразу выходит к жениху. Она должна делать вид, что сопротивляется и не хочет покидать дом родителей. А те, в свою очередь, просто выталкивают ее из дому, предварительно получив от жениха подарки.
В храме перед венчанием наступает время покапризничать и для жениха. Теперь он начинает делать вид, что не особо-то и хочет жениться. Тут уже священник должен как бы строго на него посмотреть и привести в чувство. Само венчание в Албании совершается почти по такому же чину, как и у нас в России. Наиболее заметным отличием является форма венцов на головах жениха и невесты. Обычно это не короны, как у нас, а обручи или венки из цветов. После венчания наступает время торжественного застолья, которое, как я уже сказал, длится несколько дней и открыто для каждого желающего.
Все выпуски программы Вселенная православия
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема