
«Чудо в 7-й камере», студия Lanistar Media, режиссёр Мехмет Ада Озтекин
— Бабушка! Что с моим папой?
— А что с твоим папой?
— Мой папа сумасшедший?
— Что это за слова? Я сейчас тебя отругаю.
— Но он совсем не похож на других отцов.
— Не будет похож. Он ни на кого не похож. Знаешь, почему не будет похож? Потому что твой отец такого же возраста, как и ты.
Мехмету, отцу девочки по имени Ова, конечно же, не семь лет. Физически он взрослый мужчина, но у него — разум и душа ребёнка. Дело в том, что у Мехмета, или Мемо, как зовут его родные и знакомые — задержка в умственном развитии. Несмотря на это, он сумел создать семью — у него была жена, которая умерла после рождения дочери. С тех пор Ову воспитывает сам Мемо и прекрасно с этим справляется. С дочерью они — неразлучные друзья, понимающие друг друга с полуслова. А ещё у них есть добрая и мудрая бабушка. Все трое мирно и счастливо живут в уединённом домике в горах.
Такова завязка фильма, который называется «Чудо в 7-й камере». Фрагмент из него прозвучал в начале нашей программы. Картину снял турецкий режиссёр Мехмет Ада Озеткин, она вышла в прокат в конце 2019 года. На большом экране её успели увидеть только зрители в Турции, поскольку вскоре разразилась пандемия коронавирусной инфекции и кинотеатры по всему миру надолго закрылись. Однако фильм появился на самых популярных онлайн-киноплатформах, и его смогли по достоинству оценить зрители из разных стран. Картина имела большой успех и вызвала интерес у критиков. Они отмечали, что в то время, когда человечество переживает трудные времена, очень не хватает таких историй, которые несут свет, учат любви и милосердию.
Режиссёру Мехмету Ада Озеткину удалось выразительно и динамично воплотить на экране драматургически сложную и многоплановую задачу. Фильм «Чудо в 7-й камере» затрагивает сразу несколько серьёзнейших проблем — начиная с отношения общества к людям с особенностями физического развития и заканчивая темой преступления и наказания. Сюжет развивается стремительно. Идиллические картины жизни необычного отца и всем сердцем любящей его дочери среди гор и лугов, неожиданно сменяют мрачные тюремные интерьеры. Мемо, который и мухи не обидит, по нелепому стечению обстоятельств попадает в места заключения. Ова, которая не может выдержать разлуки с отцом, однажды тайно пробирается в тюрьму. Чтобы отвлечь ребёнка от мрачной обстановки, заключённые придумывают историю о том, что камера — это больничная палата, люди здесь лечатся, и кода выздоровеют, вернутся домой.
— Это больница, доченька. Смотри, они все больные.
— Но вы все здоровые.
— Разве возможно такое? Смотри, все мы больные.
— А у тебя какое заболевание?
— Моё заболевание? Я сам, не хотя этого, обманывал людей. Отбирал их деньги.
— Я не разу не слышала о такой болезни...
— Ну, пойми же. Обманывал и крал.
Все эти люди действительно совершили преступление. Но что делать невиновному Мемо? Мало того, что он разлучён с дочкой, — для него добиваются... смертной казни! События на экране заставляют сердце биться чаще, поскольку развиваются непредсказуемо. На протяжении фильма переживаешь целую гамму эмоций: радуешься, тревожишься, удивляешься. А в некоторые моменты комок подступает к горлу. И когда ты уверен, что наступил финал истории, оказывается, что всё только начинается...
Но не буду забегать вперёд. Фильм Мехмета Ада Озеткина «Чудо в 7-й камере» нужно увидеть своими глазами. А я хотел бы процитировать актёра Араса Булута Ийнемли, который потрясающе раскрыл образ Мемо. На вопрос, что лично ему помог понять фильм, актёр ответил: «Он по-новому заставил меня взглянуть на духовные ценности человека. Мы часто забываем о них. Но самое время вспомнить».
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.
Псалом 12. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 12. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 12. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день (и ночь)?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу,
облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).
1 июня. О принципах обучения воспитанниц в Екатерининском институте благородных девиц

В этот день в 1798 году в Санкт-Петербурге учреждён Екатерининский институт благородных девиц.
О принципах обучения воспитанниц в его стенах — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот институт святой Екатерины выпустил сотни и сотни девушек дворянского и мещанского сословия, которые за два года обучения овладевали европейскими языками, основательными знаниями по истории, филологии, космографии, а главное — умели делать всё, что относится к домоводству, приготавливая себя к служению в качестве частных педагогов и, конечно, домохозяек, супруг, будущих мам, которые владели всем спектром знаний и рукоделий, необходимых для созидания домашнего очага.
Интересно, что император Павел I говорил, что подобные глубокие, практические знания являются лучшим приданным для благочестивой девицы. Все они сохраняли свою чистоту, как это водилось и водится у культурных народов, блюдя себя для подвигов материнства, а кто-то, может быть, избирал и монашеское служение.
Насколько сегодня эти исторические данные о культуре материнства, о приготовлении девицы к служению Отечеству актуальны? И так хочется, чтобы наши родители, воспомянув означенные традиции, прививали девочкам бережное отношение к своему здоровью душевному и телесному, воскрешали идеалы чистоты и нравственности. И таким образом мы встречали бы сегодня новое поколение юных существ, готовых служить Отечеству самым великим подвигом — девством и материнством.
Все выпуски программы Актуальная тема