В последнее время всё чаще приходится слышать о том, что браки среди молодёжи быстро распадаются. Нередко молодых обвиняют в легкомыслии, нежелании брать на себя ответственность. На самом деле важен не возраст. Для брака нужно созреть духовно, и тогда даже молодой человек будет готов к любым испытаниям.
Юный Николай Пестов – будущий известный русский учёный и писатель – учился на химическом факультете в московском техническом училище, когда началась Первая мировая война. Он решил, что судьба страны важнее учёбы и отправился на фронт. Следом за Первой мировой в Россию пришла Гражданская война. Николай вступил в коммунистическую партию, присоединился к Красной армии и воевал на её стороне. Он был убеждённым атеистом.
Всё изменилось в 1921 году, когда 28-летний красноармеец увидел во сне Иисуса Христа. Николай отказался от членства в партии и вернулся в Москву, чтобы продолжить обучение на химическом факультете. Параллельно с учёбой продолжался духовный поиск Николая. Он посещал лекции богослова Марцинкóвского, благодаря которым его вера укрепилась. На этих лекциях Пестов познакомился с Зоей, студенткой химического факультета и одной из организаторов встреч с богословом. Они заметили друг друга сразу – задумчивый молодой мужчина в военной форме и скромная девушка, круглая отличница и активистка христианского студенческого кружка. После окончания лекции Николай вызвался проводить Зою домой, и с тех пор они всегда уходили вместе. Пестов вступил в христианский студенческий кружок и стал помогать Зое в организации лекций богослова.
Скоро Николай и Зоя поняли, что полюбили друг друга, но не знали, как признаться. Девушка робела перед Пестовым, красивым мужчиной и бывалым офицером, а он терялся перед застенчивой и доброй Зоей. Всё решилось, когда Зоя подарила Николаю на день его ангела закладку для Евангелия, на которой были вышиты слова: «Пойдём за Ним». В этот день они поняли, что их объединяет не только взаимная любовь, но и общая цель — служение Христу.
Николай и Зоя решили повенчаться весной 1923 года. Родственники не обрадовались такой новости – невесту отговаривали выходить замуж за бывшего чекиста и военного комиссара, а сёстрам жениха казалось, что из-за избранницы их брат замкнулся в себе. Николая и Зою это противодействие не пугало, и они не поддавались на уговоры подождать со свадьбой. Когда же после венчания родственники собрались за столом, они с удивлением заметили, что жених и невеста не пьют вино и не целуются. «Видно, невесёлой будет ваша жизнь», - то ли с осуждением, то ли с жалостью сказали они Зое. На это невеста твёрдо ответила, что выходит замуж не для веселья.
Действительно, веселья в их жизни оказалось мало - слишком много им предстояло выдержать испытаний. Николай Евграфович стал известным учёным-химиком, профессором, однако не отказывался от своей веры. Для времени самых лютых сталинских репрессий это было не только необычно, но и очень опасно – если бы кто-нибудь узнал о его убеждениях или встречах со священниками и монахами, Пестову пришлось бы попрощаться не только со своей научной карьерой, но и с жизнью. Поэтому Николай и Зоя вели себя очень осторожно, им приходилось прятать иконы и говорить шепотом из-за угрозы прослушивания квартиры. Зоя очень волновалась за мужа, однако Николаю удалось избежать тюрем и лагерей. Самый болезненный удар он получил не от советской власти.
В 1943 году, когда старший из троих детей Пестовых, отправился на фронт, отец горячо за него молился. Почему-то он надеялся, что бомбы минуют этого весёлого, доброго юношу, что он нужен Богу на земле. Но в первом же бою с немцами сын погиб. Николай Евграфович, когда ему принесли горестную новость, рыдал много часов подряд, его не могли успокоить ни жена, ни дети. Но в глубине души отец понимал, что Бог, возможно, дал его сыну лучшую судьбу, чем была бы у него, останься он в живых. И, в конце концов, Пестов нашёл в себе силы твёрдо сказать: «Слава Богу за всё». Позже в книге «Жизнь для вечности» он излил своё горе и открывшееся ему ощущение полного доверия Богу. Эту книгу он посвятил погибшему Коле.
Потеря сына потрясла и Зою. Она долго не могла оправиться от постигшего её горя, но всё равно не опускала рук и продолжала заботиться о муже и двух оставшихся детях. Зоя помогала Николаю и в его писательской работе. Она вычитывала рукописи и напоминала случаи из их семейной жизни, которые можно было бы использовать в качестве примера, ведь в своих книгах Николай Евграфович часто делился собственным опытом христианского воспитания.
Наталия, дочь Пестовых, вышла замуж за священника и родила пятерых детей, судьба которых была неразрывно связана с Церковью: один из сыновей стал епископом, двое – священниками, а две дочери – жёнами священников. Все они с нежностью вспоминали своих дедушку и бабушку, их горячую любовь и искреннюю заботу.
Николай и Зоя Пестовы смогли не только выдержать все испытания судьбы, но и воспитать в православии троих детей, а потом внуков. Так что родственники зря боялись за этот брак – духовная мудрость, терпение, любовь Николая и Зои Пестовых сделали его по-настоящему счастливым.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер