Иак., 51 зач., I, 19-27.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Античная мудрость гласит: «Истина рождается в споре». При этом автор высказывания, Сократ, имеет в виду не то, что спорящие приходят к осознанию истины. А то, что, наблюдая со стороны за спором, ты точно понимаешь, какими людьми на самом деле являются участники дискуссии. О некоторых неприятных особенностях человеческой природы рассуждает в своём послании и апостол Иаков. Отрывок из первой главы этого библейского произведения читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
Автор прозвучавших строк — апостол Иаков — вошёл в историю не только как первый епископ Иерусалимской Церкви, но и как сводный брат Господа Иисуса Христа. Иаков был сыном Иосифа Обручника от первого брака. Иаков сначала очень скептично отнёсся к действиям своего младшего брата, когда Тот оставил деятельность плотника и строителя и начал проповедовать удивительное для всех учение — Евангелие. Будущий апостол даже пытался препятствовать Спасителю в Его служении. Не потому, что Иаков был грешником, а потому, что он очень трепетно относился к вопросам веры. И полагал, что Господь Иисус может быть обманщиком.
Однако после смерти и воскресения Христа из мёртвых всё для Иакова изменилось. Господь Иисус явился, согласно преданию, Своему сводному брату, и тот поверил, что Иисус есть истинный Спаситель. Иаков в течение всей оставшейся жизни искренне каялся за своё прежнее жестокосердие и упрямство. И всячески стремился к тому, чтобы других людей уберечь от подобной ошибки. Вот почему он призывает своих читателей быть усердными в слушании и медленными в оценке тех или иных событий.
Не является секретом, что многим из нас свойственно сначала видеть в словах и поступках окружающих что-то плохое и для нас небезопасное. Но апостол призывает нас не торопиться делать негативные выводы, повременить с гневом. Потому что наломать дров — дело не хитрое. А восстановить поломанное, может, в конечном счёте, и не получиться. Как же приучить себя к правильному пониманию окружающей реальности? Как обезопасить себя от необдуманных и скоропалительных решений? Апостол даёт нам ответ на эти вопросы.
Любой добрый навык становится частью нашей жизни только тогда, когда мы от рассуждений переходим к делу. Данную вещь и имеет в виду святой Иаков, когда пишет о том, что только к слушанию или чтению Слова Божьего духовная жизнь не сводится. Можно бесконечно много изучать духовную литературу, но ни на сантиметр не приблизиться к идеалу заповедей Господних. Предостерегает апостол и от пустого учительства. Ведь, чего греха таить, людям так нравится рассуждать о возвышенном и важном. Но при этом мало что делать. Потому святой Иаков и пишет: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие».
Для апостола духовное служение подразумевает не только проповедь о Боге, но и практические действия, которые подкрепляют собой произнесённые слова, делают их по-настоящему крепкими и действенными. «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернённым от мира» — таким призывом завершает свои рассуждения апостол Иаков, призывая нас к тому, чтобы не быть христианами только на словах или только в пространстве храма, но поступать по правде Божией все дни нашей жизни.
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 285 зач. (от полу́), V, 1-10.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Жизнь древней Церкви не имела столь чёткого разделения на клириков и мирян, которое мы сегодня можем наблюдать. У каждого члена церковного собрания в ту далёкую эпоху имелось какое-то служение. Например, имело место существование так называемых вдовиц. Об этом служении нам расскажет отрывок из пятой главы первого послания апостола Павла к Тимофею. Данный текст читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев;
2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;
6 а сластолюбивая заживо умерла.
7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
Апостол Павел, рассуждая о служении вдовиц, не имеет в виду исключительно общественный или семейный статус. К числу особых церковных вдовиц принадлежали далеко не все христианки, по той или иной причине потерявшие мужей. На служение вдовицы епископом через чтение особой молитвы поставлялась овдовевшая женщина, достигшая возраста 60 лет и имевшая самую лучшую репутацию не только в церковной среде, но и за её пределами. Церковной вдовицей могла стать только добрая, умудрённая жизненным опытом, гостеприимная и отзывчивая христианка.
И в чём же заключалась обязанности данного служения? Они делились на храмовые и общественные. Вдовицы заботились о поддержании порядка в местах, где совершались древнехристианские богослужения. Далеко не всегда в условиях языческих гонений это были храмы в нашем понимании. Службы совершались по домам или вообще в катакомбах — особых подземных туннелях, где погребали мертвецов. Вдовицы могли петь на богослужении псалмы. Из их числа поставлялись диаконисы, участвовавшие в богослужении непосредственно. В храме Софии Константинопольской они, например, прислуживали в алтаре, причащали больных на дому. Вдовицы тоже помогали ухаживать за недужными, кормили бездомных, посещали заключённых. Иными словами — любовь, которую они не успели в полной мере выразить в браке, эти женщины адресовали всем тем, кто нуждался в утешении. В каком-то смысле это были добрые церковные бабушки, оказавшиеся способными не озлобиться из-за неудач в личной жизни и относившиеся к более молодым членам Церкви как к детям и внукам.
Всё вышесказанное не означает, впрочем, что раннехристианские времена представляли собой идиллию. Вовсе нет. Святитель Иоанн Златоуст называл некоторых женщин, помогавших в алтаре упомянутой уже Софии Константинопольской, фуриями. Думаю — не без обоснованных причин. Таким образом, сердитых бабушек и в древности в храмах тоже можно было встретить. И, конечно, жизнь часто не совпадает с нашими представлениями о том, как всё должно быть. Но стремиться к высоким идеалам, безусловно, нужно. И речь не только о вдовах, а о каждом из нас.
Если мы будем соответствовать высокому званию христиан, жить в строгости к себе и милости к окружающим, то это будет лучшей формой миссии. Окружающие нас люди будут видеть, как гармонично сочетаются в нашей жизни добрая принципиальность и милосердие. И вдохновляясь подобным примером, многие из тех, кто пока не переступил порог Церкви, смогут данный шаг осуществить. И будущее нашей Церкви, в том числе благодаря нашему служению, окажется благим и плодотворным. Потому будем следовать заветам апостола Павла, которые мы только что с вами услышали, стремясь не на словах, а на деле явить миру, что значит жить по правде и любви Христовым.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Изобильный (обзор)
На западе Ставропольского края есть небольшой городок со звучным названием Изобильный. Его основанию послужило строительство новой ветки Владикавказской железной дороги в 1895 году. Полустанок в пятидесяти километрах от Ставрополя, окружённый плодородными землями, привлёк внимание торговцев. Они скупали в окрестных хуторах зерно и отправляли его в другие регионы России и за границу. Скромная станция стала удобным перевалочным пунктом. Рядом с ней росли дома — так образовался поселок Изобильный. В 1898 году здешние жители построили деревянный храм во имя святителя Николая. После революции 1917-го церковь снесли безбожники. Спустя пятьдесят восемь лет православная община возобновила соборную молитву. Верующие переоборудовали одноэтажный дом под храм и по традиции посвятили его Николаю Чудотворцу. А в 2008-ом в Изобильном открыл свои двери новый величественный собор Преображения Господня. Он находится в парке Победы — живописном уголке города.
Радио ВЕРА в ИзобИльном можно слушать на частоте 94,8 FM
Инструкция для весёлых семейных праздников
Многие родители задаются вопросом, как провести с детьми новогодние каникулы и подготовиться к празднику Рождества Христова? Как наполнить это время смыслом и радостью? Интересным опытом поделилась Дарья Юшкова, участница проекта «Клевер Лаборатория», педагог воскресной школы и мама пятерых детей:
«С самого начала Рождественского поста у нас появляется целый список дел. Это время сильно объединяет нас. Каждый вечер мы собираемся вместе с детьми и читаем рождественские рассказы. А ещё готовимся к праздничному утреннику, учим слова, подбираем костюмы, и в этом процессе участвуют все члены семьи. Я всегда напоминаю детям: „Как же ты пойдёшь колядовать и славить Христа, если не знаешь самую главную песнь праздника?“ — и старший сын с радостью поддерживает эту идею, помогая сёстрам выучить песнопение. 19 декабря, в день святого Николая Чудотворца, мы наряжаем ёлку, а в день святого Спиридона печём и украшаем имбирное печенье. В рождественский Сочельник помогаем в храме и готовим дома праздничный стол. А само Рождество встречаем на ночном богослужении. 7 января мы не только поздравляем друг друга, но и обязательно радуем знакомых и начинаем с одиноких бабушек. Таким образом, для нашей семьи Рождество Христово становится временем единства, любви и великой радости!»
Если вы тоже хотите наполнить праздничные дни теплом и радостью, вам поможет семейный онлайн-путеводитель, подготовленный командой проекта «Клевер Лаборатория». В нём собраны идеи, чем заняться вместе с детьми в праздники, подборки детских игр, фильмов, книг и многое другое, что сделает это время особенным. Вы можете поддержать выпуск онлайн-путеводителя, а также получить издание по электронной почте до 25 декабря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов