Евр., 329 зач., XI, 17-23, 27-31.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Бытует мнение, что православному христианину не нужно читать ветхозаветную часть Библии. Якобы тексты Ветхого Завета способны нанести вред духовному состоянию верующего. Действительно, эпоха до Рождества Христова была очень сложным временем, когда удивительные и буквально осязаемые чудеса Божии соседствовали с человеческой греховностью в самых тяжких её проявлениях. Но никакой грех при этом не смог затмить собой милость Господа. О том и пишет в 11-й главе послания к Евреям апостол Павел. Отрывок из этой главы читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 11.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.
30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
Критикуя историческую эпоху до Рождества Христова, будем честны и признаем, что окружающий нас мир подчас ничем не отличается от ветхозаветных дней в худшем их проявлении. О христианских принципах милосердия и терпения помнят немногие. Большинству по душе установки в духе «око за око и зуб за зуб». И можно с великой долей уверенности констатировать, что в духовном отношении мы не слишком отличаемся от евреев времён пророка Моисея. А потому чтение Ветхого Завета вряд ли сможет нанести взрослому читателю какую-то душевную травму. Возможно, даже наоборот — даст определённую пользу.
Речь идёт о том, что тексты, пришедшие к нам из глубин древности, во-первых, свидетельствуют о том, что даже в самой пучине человеческой ненависти может явить себя милость Божия. И это означает, что никогда не нужно терять надежды. А во-вторых, что Господь тех, кто Ему верен, в бедах, несчастьях никогда не оставляет. Но если всё же ситуация становится безвыходной, тот, у кого в сердце имеется вера в Бога, находит силы встретить неизбежное, не утратив человеческий облик.
Об этом, собственно, и идёт речь в отрывке из послания апостола Павла к Евреям, только что нами услышанном. Апостол упоминает имена великих ветхозаветных праведников — Авраама, Исаака, Иакова, Моисея. Все они, несмотря на допущенные в течение жизни ошибки, стали настоящими символами верности Богу. Они стремились исполнять заповеди Господни как в благоприятные для себя времена, так и в дни гонений и преследований. За что и были прославлены в лике святых.
Упоминается в прозвучавшем чтении ещё один, довольно сомнительный персонаж ветхозаветной истории — женщина по имени Раав, бывшая блудницей из Иерихона. Она тоже, с точки зрения апостола Павла, как ни странно, является примером истинной веры в Бога. Раав укрыла у себя в доме еврейских разведчиков, а потому впоследствии выжила при штурме города. Раав затем оставила своё постыдное ремесло, вышла замуж за иудея и... стала одним из предков Господа Иисуса Христа по плоти!
Подвиг перечисленных праведников имел не только педагогический, но и пророческий смысл. Дело в том, что испытания и мучения, которые выпадали на долю святых Ветхого Завета, указывали — каким окажется грядущее служение обещанного Богом Спасителя. Сын Божий, придя в наш мир, не стал земным царём. Он фактически разделил с ветхозаветными праведниками их непростую участь — до конца остался верен заповедям Отца Небесного, которые заключаются не только в хранении личной чистоты, но и в милосердии к грешникам. За что Сын Божий и был отправлен на страшную казнь.
Праведники древнего Израиля не имели перед своими глазами эталона Божественной святости, явленной миру в лице Христа. Но старались следовать правде Господней, несмотря на все трудности. Наше положение имеет, по сравнению с Ветхим Заветом, значительное преимущество. Мы знаем Христа и Его Евангелие. Это великое счастье, но и огромная ответственность. Поэтому, мы, осознавая себя духовными наследниками праведников Ветхого Завета, призваны не только продолжить их подвиг, но и вывести его на новый уровень духовного величия. Явив окружающему нас миру, терзаемому грехом, искренний пример веры и жизни в соответствии с ней.
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема