
Евр., 329 зач., XI, 17-23, 27-31.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Бытует мнение, что православному христианину не нужно читать ветхозаветную часть Библии. Якобы тексты Ветхого Завета способны нанести вред духовному состоянию верующего. Действительно, эпоха до Рождества Христова была очень сложным временем, когда удивительные и буквально осязаемые чудеса Божии соседствовали с человеческой греховностью в самых тяжких её проявлениях. Но никакой грех при этом не смог затмить собой милость Господа. О том и пишет в 11-й главе послания к Евреям апостол Павел. Отрывок из этой главы читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 11.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.
30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
Критикуя историческую эпоху до Рождества Христова, будем честны и признаем, что окружающий нас мир подчас ничем не отличается от ветхозаветных дней в худшем их проявлении. О христианских принципах милосердия и терпения помнят немногие. Большинству по душе установки в духе «око за око и зуб за зуб». И можно с великой долей уверенности констатировать, что в духовном отношении мы не слишком отличаемся от евреев времён пророка Моисея. А потому чтение Ветхого Завета вряд ли сможет нанести взрослому читателю какую-то душевную травму. Возможно, даже наоборот — даст определённую пользу.
Речь идёт о том, что тексты, пришедшие к нам из глубин древности, во-первых, свидетельствуют о том, что даже в самой пучине человеческой ненависти может явить себя милость Божия. И это означает, что никогда не нужно терять надежды. А во-вторых, что Господь тех, кто Ему верен, в бедах, несчастьях никогда не оставляет. Но если всё же ситуация становится безвыходной, тот, у кого в сердце имеется вера в Бога, находит силы встретить неизбежное, не утратив человеческий облик.
Об этом, собственно, и идёт речь в отрывке из послания апостола Павла к Евреям, только что нами услышанном. Апостол упоминает имена великих ветхозаветных праведников — Авраама, Исаака, Иакова, Моисея. Все они, несмотря на допущенные в течение жизни ошибки, стали настоящими символами верности Богу. Они стремились исполнять заповеди Господни как в благоприятные для себя времена, так и в дни гонений и преследований. За что и были прославлены в лике святых.
Упоминается в прозвучавшем чтении ещё один, довольно сомнительный персонаж ветхозаветной истории — женщина по имени Раав, бывшая блудницей из Иерихона. Она тоже, с точки зрения апостола Павла, как ни странно, является примером истинной веры в Бога. Раав укрыла у себя в доме еврейских разведчиков, а потому впоследствии выжила при штурме города. Раав затем оставила своё постыдное ремесло, вышла замуж за иудея и... стала одним из предков Господа Иисуса Христа по плоти!
Подвиг перечисленных праведников имел не только педагогический, но и пророческий смысл. Дело в том, что испытания и мучения, которые выпадали на долю святых Ветхого Завета, указывали — каким окажется грядущее служение обещанного Богом Спасителя. Сын Божий, придя в наш мир, не стал земным царём. Он фактически разделил с ветхозаветными праведниками их непростую участь — до конца остался верен заповедям Отца Небесного, которые заключаются не только в хранении личной чистоты, но и в милосердии к грешникам. За что Сын Божий и был отправлен на страшную казнь.
Праведники древнего Израиля не имели перед своими глазами эталона Божественной святости, явленной миру в лице Христа. Но старались следовать правде Господней, несмотря на все трудности. Наше положение имеет, по сравнению с Ветхим Заветом, значительное преимущество. Мы знаем Христа и Его Евангелие. Это великое счастье, но и огромная ответственность. Поэтому, мы, осознавая себя духовными наследниками праведников Ветхого Завета, призваны не только продолжить их подвиг, но и вывести его на новый уровень духовного величия. Явив окружающему нас миру, терзаемому грехом, искренний пример веры и жизни в соответствии с ней.
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Юрьев-Польский, Боголюбово». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, в районе Юрьев-Польского и Боголюбово.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Общемосковский крестный ход». Архиеп. Савва (Тутунов)

У нас в гостях был председатель Синодального миссионерского отдела, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Зеленоградский Савва.
Мы говорили о дне памяти московских святых и о приуроченном к этому празднику общемосковском крестном ходе.
Все выпуски программы Светлый вечер