
Апостол Павел
Евр., 327 зач., XI, 8, 11-16.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Жизнь людей не ограничивается биологическим существованием. Все мы так или иначе находим какой-то смысл, который полагаем в основу своего бытия. Кто-то живёт наживой, кто-то комфортом, кто-то наукой или культурой. Кто-то живёт просто, потому что когда-то родился и о смысле не думает... Но даже такой человек обычно ищет чего-то большего, чем просто бытовое существование. Но чем же живут религиозные люди? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 11-й главы послания апостола Павла к евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 11.
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
На первый взгляд из услышанного текста всё довольно очевидно: религиозные люди живут верой. Именно она лежит в основе их жизни, исходя из неё они совершают те или иные поступки... Остаётся один вопрос: о какой именно вере идёт речь? Вере кому? Вере во что? Это самые главные вопросы, от ответов на которые зависит всё остальное.
Итак, библейская вера — это не просто вера в Бога, в Его существование и даже участие в жизни мира. Библейская вера — это вера Богу, полное доверие тому, что Он говорит, и готовность реализовать то, к чему Он призывает. Это очень хорошо иллюстрируют слова, с которых начинается сегодняшнее чтение. Авраам не просто согласился пойти куда-то, куда звал его Бог, Он Богу доверился. Причём, исходя из книги Бытия, Авраам с самого начала вместе со своим отцом направлялся в Ханаан, землю, которая станет для него обетованной. Почему же апостол пишет, что Авраам шёл, не зная куда идёт? Явно не потому, что он не читал книгу Бытия. Авраам знал, что идёт в Ханаан, но не знал, ни того, что его там ждёт, ни того, с какой целью Бог его туда направляет. Он предался в Его руки. Говоря современным языком, можно сказать, что Авраам поверил Богу и готов был включиться в великий проект, который Бог через Него начинал. Причём мы сразу видим, что проект этот вовсе не предполагал какого-то эгоизма, потому по своему характеру, по своему замыслу был больше, чем отдельно взятая жизнь. Более того, для того чтобы согласиться с Богом и вступить на путь исполнения Его воли, надо было в известном смысле отказаться от своей, от своих перспектив, своих планов и требований. Но не просто ими пренебречь, а осознать, что Бог приглашает тебя к чему-то гораздо большему и значимому, чем может предложить мир.
Именно в этом контексте становится понятно, почему люди, которые не получили обещанного в этой земной жизни, не воспринимаются апостолом как преданные, обманутые или посрамлённые. Они пошли за Богом не потому, что хотели получить от него полноту земных благ. Они стали Его единомышленниками, Его союзниками на земле. Они знали, что путь этот будет долгим, но это было их решение.
Из Ветхого Завета мы знаем, что Бог обещал Аврааму потомство числом как морской песок, но в жизни Авраам этого не увидел. Однако Богу не стыдно называть Себя его Богом, потому что Он приготовил для Авраама нечто гораздо больше, и Авраам это знает.
Вслед за Авраамом каждого из нас Бог зовёт в путь. Дорога будет не близкой, хотя физически мы можем всю жизнь прожить на одном месте. Этот путь в первую очередь внутренний, но в то же время, это путь к небесному Иерусалиму.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (01.09.2025)
Три слепца

Фото: manas rb / Unsplash
В давние времена на севере Индии жил мудрый и великодушный правитель — раджа. Однажды, возвращаясь с охоты, он повстречал на своём пути трёх слепцов, которые просили подаяния. Бедняги были измождены и еле держались на ногах от голода.
Раджа пожалел их, велел накормить и взять в город. Там слепцы поблагодарили его и сказали:
— Ваше величество, всем известно ваше великодушие. Если вы приютите нас в своём дворце, мы будем служить вам верой и правдой.
— Как? Вы же слепы? Что же вы можете делать? — с улыбкой спросил раджа.
На это один из них ответил:
— Ваше величество, каждый из нас обладает редким даром. К примеру, я без труда смогу отличить настоящий жемчуг от фальшивого. Второй из нас, ощупав коня, сразу скажет, чистокровной ли он породы. Третий может определить, честный ли перед ним человек или бесчестный — у него особое врожденное чутьё.
Раджа решил проверить эти слова. Он велел положить на бархатные подушечки две одинаковых жемчужины: одну настоящую, другую —искусную подделку. Первый слепец дотронулся до каждой, и сразу же указал на настоящий жемчуг.
— Я беру тебя на службу во дворец, — сказал раджа. — Ты будешь следить, чтобы в мою казну не проникли фальшивые драгоценности.
Затем он велел привести своего лучшего коня и попросил второго слепца определить его породу. Тот внимательно ощупал спину и шею скакуна, и объявил:
— Ваше величество, эта лошадь — не чистых кровей, она не достойна царской конюшни.
Раджа был изумлён. Он позвал купца, у которого покупал скакуна, и велел сказать правду, какой он породы.
— Ваше величество, но это вовсе не тот конь, которого я продал конюшему, а другой, — удивился купец.
И тогда конюший, упав на колени, признался, что он подменил коня, и чистопородный находится в его доме.
— Отныне ты будешь моим конюшим вместо этого бесчестного и жадного человека, — сказал раджа второму слепцу.
Всё это время третий слепец ходил по залу мимо придворных раджи, и вдруг остановился перед главным министром, ощупал его грудь и сказал с укором:
— Не надлежит вам быть предателем по отношению к такому великодушному и доверчивому человеку, как раджа. Я знаю, что вы задумали вместо него завладеть троном, и прячете в своём кошеле склянку с ядом, чтобы отравить нашего доброго повелителя.
В кошеле, действительно, была обнаружена склянка с ядом. Министра взяли под стражу, а раджа сказал, обращаясь к третьему слепцу:
— В твоём лице я нашёл себе самого надёжного охранника! Какое счастье, что я не проехал мимо и остановился на дороге, когда встретил вас троих. Мне и мечтать не приходилось о таких верных помощниках...
А чему тут удивляться? Неравнодушным и милосердным всегда Бог помогает.
(по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Птица Кахка

Фото: sylvester alphonso / Unsplash
Жил когда-то на свете старик-рыболов. Каждое утро он уходил на реку, сидел там до позднего вечера, и хорошо, если ему удавалось поймать хоть одну маленькую рыбку.
Рыбачил он как-то на берегу, как вдруг прилетела большая красивая птица, села на ветку дерева и стала за ним наблюдать. А была это не простая птица, а сама чудесная птица Кахка. Жаль ей стало старика, и она сказала человеческим голосом:
— Не хочу, чтобы ты так мучился и жил впроголодь! Каждую ночь я буду приносить тебе по большой рыбе, и больше ты никогда не будешь нуждаться.
В полночь прилетела птица Кахка, принесла огромную рыбу и бросила её во двор старику. Тот разрезал рыбу на куски, зажарил, наконец-то, сам наелся вдоволь, а оставшуюся часть вынес на базар и продал с выгодой. Хорошо зажил старик и даже разбогател — ведь теперь каждую ночь птица Кахка приносила ему по большой рыбе.
Однажды на базаре он услышал указ падишаха: кто сможет найти и поймать чудесную птицу Кахка, тот в награду получит мешок золота. Кто-то сказал падишаху, что всякий, кто съест мясо это птицы, обретёт бессмертие.
Жадность обуяла старика: хорошо, конечно, иметь рыбы вдоволь, но тут — золото! И не какие-то несколько монет, а целый мешок! Явился он к падишаху и рассказал о том, что птица Кахка каждую ночь прилетает к нему во двор и приносит большую рыбу.
— Я пришлю к тебе четыреста моих слуг, и они живо её поймают, — сказал падишах.
— Птица Кахка садится на высокое дерево, изловить её можно только хитростью, — возразил старик. — Но твои слуги мне пригодятся...
Вечером он разложил на ковре под деревом угощение и стал ждать птицу. А когда она прилетела и села на дерево, заговорил ласковым голосом.
— О, дорогая птица Кахка! Благодаря тебе, я стал богат и счастлив, а ведь до сих пор даже не угостил тебя. Спустись ко мне и отведай моего угощения.
Старик так упрашивал, что птица спустилась с дерева, села на ковёр и стала клевать из чашки. Но тут коварный хозяин схватил её за обе ноги и закричал:
— Скорее все ко мне! Я её держу!
Четыреста слуг падишаха выскочили из-под засады, но тут птица Кахка взмахнула своими большими крыльями и поднялась в воздух. Один из слуг падишаха успел подскочить и схватить за ноги старика, чтобы удержать птицу. Второй слуга увидел, что его товарищ отделяется от земли, и тоже схватил его за ноги, второго — третий... Так старик и четыреста слуг падишаха, ухватившись один за другого, поднялись за птицей Кахка под облака и цепочкой повисли в воздухе...
Никто не знает, что с ними было дальше. Кто-то из слуг падишаха вернулся в город, но ничего об этом не рассказывал. А вот о старике до сих пор ничего не слышно. Одно можно сказать наверняка: нельзя платить за добро коварством и предавать друзей.
(по мотивам таджикской сказки)
Все выпуски программы Пересказки