
Апостол Павел
Евр., 327 зач., XI, 8, 11-16.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Жизнь людей не ограничивается биологическим существованием. Все мы так или иначе находим какой-то смысл, который полагаем в основу своего бытия. Кто-то живёт наживой, кто-то комфортом, кто-то наукой или культурой. Кто-то живёт просто, потому что когда-то родился и о смысле не думает... Но даже такой человек обычно ищет чего-то большего, чем просто бытовое существование. Но чем же живут религиозные люди? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 11-й главы послания апостола Павла к евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 11.
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
На первый взгляд из услышанного текста всё довольно очевидно: религиозные люди живут верой. Именно она лежит в основе их жизни, исходя из неё они совершают те или иные поступки... Остаётся один вопрос: о какой именно вере идёт речь? Вере кому? Вере во что? Это самые главные вопросы, от ответов на которые зависит всё остальное.
Итак, библейская вера — это не просто вера в Бога, в Его существование и даже участие в жизни мира. Библейская вера — это вера Богу, полное доверие тому, что Он говорит, и готовность реализовать то, к чему Он призывает. Это очень хорошо иллюстрируют слова, с которых начинается сегодняшнее чтение. Авраам не просто согласился пойти куда-то, куда звал его Бог, Он Богу доверился. Причём, исходя из книги Бытия, Авраам с самого начала вместе со своим отцом направлялся в Ханаан, землю, которая станет для него обетованной. Почему же апостол пишет, что Авраам шёл, не зная куда идёт? Явно не потому, что он не читал книгу Бытия. Авраам знал, что идёт в Ханаан, но не знал, ни того, что его там ждёт, ни того, с какой целью Бог его туда направляет. Он предался в Его руки. Говоря современным языком, можно сказать, что Авраам поверил Богу и готов был включиться в великий проект, который Бог через Него начинал. Причём мы сразу видим, что проект этот вовсе не предполагал какого-то эгоизма, потому по своему характеру, по своему замыслу был больше, чем отдельно взятая жизнь. Более того, для того чтобы согласиться с Богом и вступить на путь исполнения Его воли, надо было в известном смысле отказаться от своей, от своих перспектив, своих планов и требований. Но не просто ими пренебречь, а осознать, что Бог приглашает тебя к чему-то гораздо большему и значимому, чем может предложить мир.
Именно в этом контексте становится понятно, почему люди, которые не получили обещанного в этой земной жизни, не воспринимаются апостолом как преданные, обманутые или посрамлённые. Они пошли за Богом не потому, что хотели получить от него полноту земных благ. Они стали Его единомышленниками, Его союзниками на земле. Они знали, что путь этот будет долгим, но это было их решение.
Из Ветхого Завета мы знаем, что Бог обещал Аврааму потомство числом как морской песок, но в жизни Авраам этого не увидел. Однако Богу не стыдно называть Себя его Богом, потому что Он приготовил для Авраама нечто гораздо больше, и Авраам это знает.
Вслед за Авраамом каждого из нас Бог зовёт в путь. Дорога будет не близкой, хотя физически мы можем всю жизнь прожить на одном месте. Этот путь в первую очередь внутренний, но в то же время, это путь к небесному Иерусалиму.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Прикосновение Благодати»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов — поделились светлыми историями о том, как в жизни приходилось явно ощущать Божественную Благодать, а также как и в чем это проявлялось.
Все выпуски программы Светлые истории
Задостойник Рождества Христова

Фото: Myriams Fotos / Pexels
Бывают ли у вас в жизни моменты, когда слова вдруг оказываются слишком простыми и невыразительными? Когда то, что чувствуешь, никак не помещается в обычные фразы. Со мной случилось так однажды на Рождество Христово. Мы всей семьёй стояли у храма после ночной праздничной службы. Разговаривали, любовались новым вертепом, украшенным разноцветными мерцающими огнями. Тихо шёл снег. А моё сердце переполняла радость. Но не только моё. Младший сын Николай неожиданно подошёл к нам с мужем, посмотрел на нас, сияя, и крепко-крепко обнял обоих. И вдруг я поймала себя на мысли, что не могу выразить словами то, насколько большую радость и благодарность я чувствую. Хочется говорить — но любое слово прозвучало бы слишком просто.
И именно в такие моменты особенно понимаешь смысл одного из рождественских песнопений — задостойника Рождества.
Задостойники — особые гимны, воспевающие Богородицу. Они поются в дни больших церковных праздников вместо песнопения «Достойно есть», исполняемого на Литургии, ближе к её завершению, незадолго до молитвы «Отче наш» и причастия.
Давайте поразмышляем над текстом задостойника Рождества Христова и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр храма Табынской иконы Богородицы Орской епархии.
Первая часть песнопения в переводе на русский язык звучит так: «Величай, душа моя, / честью и славой высшую Небесных Воинств Деву Пречистую Богородицу». Вот как звучит эта строчка по-церковнославянски: «Величай, душе моя,/ Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу...»
Послушаем первую часть задостойника:
Русский текст второй части песнопения такой: «Удобнее нам было бы по страху предпочесть молчание, как дело безопасное, по любви же к Тебе, Дева, составлять стройносложенные песни трудно, но и Ты, Матерь, дай силу (к песням), поскольку есть (у нас) усердие». На церковнославянском языке строчки звучат так: «Любити убо нам, яко безбедное страхом,/ удобее молчание,/ любовию же, Дево,/ песни ткати, спротяженно сложенныя, неудобно есть;// но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь».
Послушаем вторую часть песнопения.
Прозвучавшая молитва построена на удивительном парадоксе: с одной стороны — робость, нежелание говорить слишком громко; с другой — любовь, которая побуждает «песни ткати». Любовь вдохновляет человека на слова, которые он бы иначе не осмелился произнести.
И каждый раз, когда звучит рождественский Задостойник, я вспоминаю тот праздничный вечер — с мерцающим в темноте ночи вертепом, с ощущением мира. И понимаю: порой действительно хорошо молчать. Но когда сердце переполняет любовь, слова всё равно рождаются — пусть тихо, пусть робко. Родились они и у моего сына Николая. Обняв нас с супругом, он сказал: «Ну как же я люблю вас!» А потом взял нас за руки, и мы вместе побрели в сторону дома. Чудесный праздник...
Давайте послушаем задостойник Рождества Христова полностью в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Димитровград. Путешествие по городу
Димитровград расположен на востоке Ульяновской области — там, где в Куйбышевское водохранилище впадают реки Мелекесска и Большой Черемшан. Город основан во второй половине семнадцатого века. Именно тогда здесь по указу царя Алексея Михайловича пролегла линия военных укреплений. Засечная черта была нужна, чтобы защитить Русское государство от набегов воинственных кочевников. Одним из первых селений здесь стала деревенька Мелекесс. По царскому указу сюда переселили крестьян из-под Вятки — современного Кирова. Жители Мелекесса ловили рыбу, охотились, держали скотину, выращивали хлеб. В начале восемнадцатого века близ деревни появилось несколько винокуренных заводов, которые объединились в единое предприятие. Селение стало расти. В середине девятнадцатого века в нём проживало три тысячи жителей. Православные построили церковь во имя Николая Чудотворца, сначала деревянную, а после того, как она сгорела — каменную. Этот храм снесли безбожники, захватившие власть в стране в 1917 году. В советское время Мелекесс получил статус города и новое название — Димитровград. В конце двадцатого века в его историческом центре построили величественный Спасо-Преображенский собор. Сегодня это главный храм Мелекесской епархии. Она была образована в 2012 году с центром Димитровграде.
Радио ВЕРА в Димитровграде можно слушать на частоте 97,1 FM











