
Апостол Павел
Евр., 327 зач., XI, 8, 11-16.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Жизнь людей не ограничивается биологическим существованием. Все мы так или иначе находим какой-то смысл, который полагаем в основу своего бытия. Кто-то живёт наживой, кто-то комфортом, кто-то наукой или культурой. Кто-то живёт просто, потому что когда-то родился и о смысле не думает... Но даже такой человек обычно ищет чего-то большего, чем просто бытовое существование. Но чем же живут религиозные люди? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 11-й главы послания апостола Павла к евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 11.
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
На первый взгляд из услышанного текста всё довольно очевидно: религиозные люди живут верой. Именно она лежит в основе их жизни, исходя из неё они совершают те или иные поступки... Остаётся один вопрос: о какой именно вере идёт речь? Вере кому? Вере во что? Это самые главные вопросы, от ответов на которые зависит всё остальное.
Итак, библейская вера — это не просто вера в Бога, в Его существование и даже участие в жизни мира. Библейская вера — это вера Богу, полное доверие тому, что Он говорит, и готовность реализовать то, к чему Он призывает. Это очень хорошо иллюстрируют слова, с которых начинается сегодняшнее чтение. Авраам не просто согласился пойти куда-то, куда звал его Бог, Он Богу доверился. Причём, исходя из книги Бытия, Авраам с самого начала вместе со своим отцом направлялся в Ханаан, землю, которая станет для него обетованной. Почему же апостол пишет, что Авраам шёл, не зная куда идёт? Явно не потому, что он не читал книгу Бытия. Авраам знал, что идёт в Ханаан, но не знал, ни того, что его там ждёт, ни того, с какой целью Бог его туда направляет. Он предался в Его руки. Говоря современным языком, можно сказать, что Авраам поверил Богу и готов был включиться в великий проект, который Бог через Него начинал. Причём мы сразу видим, что проект этот вовсе не предполагал какого-то эгоизма, потому по своему характеру, по своему замыслу был больше, чем отдельно взятая жизнь. Более того, для того чтобы согласиться с Богом и вступить на путь исполнения Его воли, надо было в известном смысле отказаться от своей, от своих перспектив, своих планов и требований. Но не просто ими пренебречь, а осознать, что Бог приглашает тебя к чему-то гораздо большему и значимому, чем может предложить мир.
Именно в этом контексте становится понятно, почему люди, которые не получили обещанного в этой земной жизни, не воспринимаются апостолом как преданные, обманутые или посрамлённые. Они пошли за Богом не потому, что хотели получить от него полноту земных благ. Они стали Его единомышленниками, Его союзниками на земле. Они знали, что путь этот будет долгим, но это было их решение.
Из Ветхого Завета мы знаем, что Бог обещал Аврааму потомство числом как морской песок, но в жизни Авраам этого не увидел. Однако Богу не стыдно называть Себя его Богом, потому что Он приготовил для Авраама нечто гораздо больше, и Авраам это знает.
Вслед за Авраамом каждого из нас Бог зовёт в путь. Дорога будет не близкой, хотя физически мы можем всю жизнь прожить на одном месте. Этот путь в первую очередь внутренний, но в то же время, это путь к небесному Иерусалиму.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











