Дарья Александровна Коробкина, отважная русская сестра милосердия, является национальной сербской героиней.
Окончив Смольный институт благородных девиц, Дарья Александровна служила сестрой милосердия в сербской армии ещё в период Балканских войн 1912-1913 годов. Осенью 1914-го года началась Первая мировая война, Дарья добровольцем отправилась на фронт и была определена в 5-й пехотный полк Дринской дивизии. Ежеминутно рискуя своей жизнью ради спасения раненых, только за один октябрьский день девушка перевязала 90 человек. Жизнь сестры милосердия оборвалась на поле боя 2 октября 1914-го во время одного из ключевых сражений на горе Гучево — так называемой «Битвы под облаками».
Что писал о Дарье Александровне в докладной записке комендант правого фланга?
Осень 1914 года стала для Сербии тяжёлым испытанием на прочность. Несколько месяцев назад началась Первая мировая война. Австро-венгерские войска наступали. Сербы отважно оборонялись. Бои были жестокие. Одной из самых кровопролитных стала продолжительная битва на реке Дрине. Среди её героев, павших смертью храбрых за родную землю, была скромная и самоотверженная русская сестра милосердия — Дарья Александровна Коробкина.
О жизни Дарьи Коробкиной до начала Первой Мировой неизвестно почти ничего. Только возраст — ей исполнилось 26. И то, что родом она была из Петербурга, где окончила Смольный институт благородных девиц. Как и когда женщина попала в Сербию — тоже доподлинно неизвестно. Вероятнее всего, Коробкина служила сестрой милосердия в сербской армии ещё в период Балканских войн 1912-1913 годов. Не удивительно, что, когда в июле 1914-го грянула Первая Мировая война, Дарья отправилась на фронт добровольцем. Её определили в 5-й пехотный полк Дринской дивизии.
Коробкина сразу же оказалась в самой гуще боя, на передовой. Противники сошлись в боях на горе Гучево. По воспоминаниям очевидцев, от шквального огня дрожала земля. Тогда Дарью впервые увидел полковник Никола Христич. Он вспоминал, что девушка была одета в солдатскую блузу и длинную тёмную юбку. На голове — сербская пилотка «шайкача». «Она была спокойна, словно находилась не на горящей Дрине, а на родных берегах мирной Невы», — рассказывал Христич. Под пулями, Дарья ползком по грязи добиралась до раненых, оказывала им помощь. За один только октябрьский день Коробкина, ежеминутно рискуя жизнью, сумела перевязать 90 человек.
Бои шли с переменным успехом. После нескольких успешных атак австрийцев, часть сербских войск отошла на дальние позиции. На передовой оставался только авангард. И вместе с ним — сестра милосердия Дарья Коробкина. Её уговаривали отойти вместе с остальными, но женщина и думать об этом не хотела. Она осталась. И среди пекла боя совсем не думала о себе. Только о тех, кого нужно было спасти, вытащить из-под огня, перевязать раны, облегчить боль. Комендант правого фланга писал в докладной записке: «Особенно хочу отметить энергию, смелость, самопожертвование сестры милосердия Дарьи Александровны из Петербурга, которая непрерывно оказывала помощь раненым на поле боя».
2 октября 1914-го началось одно из ключевых сражений на горе Гучево — так называемая «Битва под облаками». Дарья перевязывала раненого офицера. В нескольких метрах от неё упал снаряд от австрийской гаубицы. Он взорвался, и унёс жизнь самоотверженной сестры милосердия. Её похоронили на вершине Гучево, в братской могиле. «Отважной сестре нашей, дочери царской России, вечная светлая память! Слава Дарье Александровне!» — кричали солдаты. Дарья Коробкина стала национальной сербской героиней — русская сестра милосердия, не устрашившаяся отдать жизнь за друзей своих.
Все выпуски программы Жизнь как служение
10 января. О важности перенесения скорбей в деле спасения человека
8 января, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о важности перенесения скорбей в деле спасения человека.
Страдания и скорбь — это часть человеческой жизни. Так Господь задумал. По крайней мере, так произошло после грехопадения первых людей. Поэтому, когда мы в своей жизни сталкиваемся со скорбями, с несправедливостью, с обидами, и нередко воспринимаем это как некий вызов нам, начинаем сами бороться, тоже создавать какую-то стратегию борьбы с теми, кто нас обижает, тем самым заражаясь этой человеческой неправдой и злобой, пуская в свое сердце то, на что и рассчитывает враг рода человеческого, проводя нас через страдания, чтобы в страданиях мы согрешили, от Бога отказались, от Его промысла, возроптали, возненавидели других людей.
Другими словами, страдания — это тест на нашу способность жить по Божьему закону. Когда все хорошо, то вроде испытаний никаких нету, искушений нету, соблазнов таких особенно нету с точки зрения веры в Господа. А вот когда через скорбь проходим, очень часто говорим: «Господи, а за что это мне?» Никогда не просим Господа дать нам силы пройти через страдания, а попытаемся ответить на вопрос: «А что ж такое, ну почему же я? Но ведь вот сосед-то ничего этого не испытывает. Вроде как и в храм хожу, и добрые дела стараюсь делать. Почему через скорбь меня Господь проводит?» Ответ очень простой. Если мать Его родная по плоти через скорбь прошла, какие у нас могут быть вопросы к Богу? Какие могут быть у нас сомнения в благости Божией, в Его промысле? Никаких.
Господь и дал нам пример своей Матери, пречистой и преблагословенной Девы Марии, выше всех ангелов и архангелов, которая даже эта высота и близость к Богу не оградила от человеческой скорби и даже от человеческих страданий.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 января. О грехах зависти и сварливости
В 3-й главе Послания апостола Иакова есть слова: «Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину».
О грехах зависти и сварливости — священник Алексей Долгов.
Святой апостол Иаков призывает христиан быть чуждыми зависти и сварливости, потому что эти грехи прямо противоположны любви — главному качеству христианина. Зависть апостол называет горькой. Для человека она горька потому, что наполняет сердце беспокойством и тревогой, лишая человека сил. Для окружающих зависть горька потому, что приносит не согласие, а раздоры и споры. Поскольку, как говорит Христос, из сердца исходит все злое, то зависть скрывается именно в сердце, которое у нас может быть не только источником добра, но и зла. Побежденный завистью человек ругает, лжет и очерняет того, кому завидует, а себя превозносит и хвалит. Именно такими завистниками в первые века были самозванные учителя, которые возвышали себя и очерняли апостолов. Истинные веры в их поврежденные страстями сердца не вмещались, поэтому они толковали христианское учение по своему усмотрению. От этого стали рождаться ереси, которые являются ложью на истину.
Апостол Иаков обличает этих самозваных мудрецов, непризванных учителей, раздиравших церковь Божию, вопреки истинным верам, вводивших ложные учения, и показывает, что они руководствовались ложной мудростью, злой ревностью и страстью к спорам. Это не мудрость, нисходящая свыше от Бога, но мудрость душевная, бесовская. Святой апостол Иаков учит, что служить Словом могут по-настоящему мудрые, способные показывать мудрость своей собственной жизни христиане. Это относится и к нам, поскольку и от нас Церковь ждет настоящей мудрости, являемой не только в словах, но прежде всего в наших делах.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 января. О прославлении родившегося Христа и подготовке к празднику Богоявления
Сегодня 10 января. Рождественские святки.
О прославлении родившегося Христа и подготовке к празднику Богоявления — протоиерей Константин Харитонов.
Ранее святая церковь Рождество Христово отмечала вместе с праздником Богоявления Господня. То есть, и праздник Крещения Господня, который иначе называется Богоявлением, и Рождество Христово отмечались в один день. Впоследствии эти дни были разъединены, чтобы отдельно отмечать праздник Рождества Христова и отдельно праздник Богоявления. Почему? Потому, что праздник Богоявления является даже выше праздника Рождества Христова. Потому, что в Рождестве Христом явился Сын Божий, воплотившийся от Девы Марии, а праздник Богоявления Господня является вся Святая Троица — Отец, Сын и Святой Дух. Это День Святой Троицы. И разделив эти два праздника, чтобы достойно их почтить, между ними эти дни являются Днями Святыми, как мы называем их «святками». И в эти дни мы особенно прославляем Родившуюся Христа и торжественно готовимся встретить праздник Богоявления Господня.
Все выпуски программы Актуальная тема