Кол., 257 зач., III, 4-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда человек приходит в Церковь, он часто сталкивается с тем, что в ней есть правила, которым нужно соответствовать. Хочешь быть внутри, откажись от одного, другого, третьего. Но так ли это на самом деле или это только первое и ошибочное впечатление? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Помню, как один человек рассказывал мне свои первые впечатления о Церкви. Как-то он зашёл в храм в шортах и ему довольно быстро сказали, что в храме надо быть в другой одежде. Он расстроился, вышел и какое-то время в храме не был. Позже его позвали в крёстные и во время предкрещальной беседы ему было сказано, что надо отказаться от блудного сожительства. И эта претензия была посущественней, так как затрагивала не внешнюю, а вполне сущностную, важную часть жизни. И хотя он не часто сталкивался с церковной реальностью, для него она сводилась к запретам и требованиям.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел обращается к Коллоссянам и довольно много говорит о том, как должна измениться их жизнь. Мы, конечно, не знаем, как реагировали члены общины на его слова, но учитывая, что христианство на них не закончилось, а продолжило развиваться и существует до сего дня, можно думать, что они с ним согласились. Почему же люди по-разному реагируют на призывы к исправлению своей жизни? Почему для одних это обуза, по поводу которой хочется возмущаться, а для других правила жизни, которые они обязательно будут учитывать.
На самом деле всё просто и зависит от того, какими человек видит свои отношения с Богом и как их выстраивает. И здесь в качестве примера можно взять наши отношения с людьми. Ведь это отношения с личностями, а Бог тоже существо личностное. Как мы выстраиваем отношения с людьми? Просьба чужого человека — одно, просьба того, кого мы любим, — другое. С Богом то же самое. Если в центре нашей жизни мы видим себя, а Он — лишь внешние условия, мы и относимся к Нему, как к тому, что надо просто учитывать. Если Бог для нас близкий, если Он находится в центре нашей жизни, и мы ощущаем себя Его друзьями и соработниками, мы будем радоваться тому, что имеем возможность поучаствовать в том деле, которое Он совершает в мире. Именно поэтому апостол Павел говорит ученикам, что Христос является их жизнью. И если так, всё ложное, что с ними было раньше, теперь должно быть упразднено. Сначала грехи, которые в большей степени относятся к телу, — блуд, нечистота, корыстолюбие, а затем и связанные с духом — гнев, ярость, злоба, злоречие, ложь... Всё потому, что, если христианин действительно дал Богу место в своей душе — ничего ложного в ней просто не остаётся. Как человек влюблённый не думает ни о ком, кроме того, в кого влюблён, христианин, переживший встречу со Христом, не видит в заповедях формальных правил и каких-то обременяющих требований, но видит условия, благодаря которым жизнь обретает свою полноту. Все прочие внешние социальные и физические аспекты жизни продолжают существовать, но они перестают определять нас и формировать нашу жизнь, потому что теперь она оказывается основана на Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема