Евр., 315 зач., VII, 1-6.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В Библии есть персонажи, которые по сей день не оставляют в покое исследователей, — и об одном из таких напоминает нам апостол Павел в отрывке из 7-й главы послания к Евреям, который читается сегодня в православных храмах во время литургии.
Глава 7.
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
Мелхиседек — едва ли не самый загадочный персонаж во всей Библии: он упоминается впервые в книге Бытия в истории с праотцем Авраамом — когда после победы Авраама его встречает некий священник Бога Всевышнего с хлебом и вином — которому, в свою очередь, Авраам отдаёт десятую долю отнятой у врагов добычи. Второй раз это имя встречается в 109-м псалме Давида, где речь идёт уже о Мессии — «священнике вовек по чину Мелхиседека».
И это — представляете себе! — всё, что мы знаем. Конечно, существует немало разных апокрифических преданий, литературных фантазий — но всё это настолько неубедительно и ни на чём не основано, что вообще не заслуживает внимания. Гораздо важнее то, что в послании к Евреям — отрывок из которого мы и слышали сегодня — апостол Павел очень подробно опирается именно на этот, казалось бы, совсем небольшой эпизод книги Бытия — для обоснования исключительности Иисуса Христа как совершенно уникального, ни с кем не сравнимого, посредника между Богом и человечеством.
На самом деле, перед нами — интереснейшее явление: ещё одно подтверждение того, что вся Библия — это действительно Слово Божие, Откровение Самого Господа Бога, на протяжение тысячелетий разными способами, через разных людей, передававшего важные послания всему человечеству. Зачем было Моисею как автору книги Бытия — оставлять этот совершенно непонятный, никак не объяснимый, эпизод с очень странным «царём Салима» — про которого ни ранее, ни позже нигде не будет упомянуто? Ответ может быть только один: потому, что так было задумано Самым Главным Автором этой Книги — Богом. Только Он Один и знал, что пройдёт много сотен лет, пока в лице Иисуса Христа, Сына Божия, откроется смысл этой встречи Авраама и Мелхиседека.
Я бы привёл такое сравнение. Знаете ли вы, что такое — «закладные конструкции»? Это некие детали, вкладываемые в фундамент, стены и так далее — во время стройки. К ним впоследствии привязываются другие элементы строения — но прежде, чем их заложить, надо чётко понимать, где именно они должны находиться и какую функцию будут впоследствии выполнять. Другими словами — нужен чёткий проект. История с Мелхиседеком — тоже такая своего рода «закладная конструкция», оставленная Моисеем, и актуализированная уже только в эпоху Нового Завета, когда на неё смог опереться апостол Павел.
Но в сегодняшнем упоминании Мелхиседека есть ещё один важный момент. Сама фигура загадочного царя, при этом названного «священником Бога Всевышнего» — яркий пример того, что я назвал бы «зазором», «пространством» или «воздухом» для тех действий Божественного Промысла, о которых нам ничего не известно. То, что в библейской истории вдруг то там, то здесь появляются какие-то странные, загадочные, а порой и вообще неоднозначные персонажи — которые потом неожиданно вплетаются, например, в родословную Иисуса Христа — однозначно свидетельствует о том, что у Бога много разных путей, неведомых нам, для выстраивания своей, неподвластной нам, логики. То, что может казаться нам простым и однозначным, для Бога может быть развёрнуто в совершенно иной, невероятной для нас, перспективе. И это — замечательно: значит, даже в самой, казалось бы, тупиковой с любой точки зрения ситуации, всё равно остаётся шанс, что у Бога — выход будет найден! И, возможно, именно этот, неведомый для нас выход, и окажется самым лучшим в итоге с любой точки зрения!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов
Деян., 9 зач., III, 19-26
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня в наших проповедях можно проследить самые разные темы: это могут быть как темы, связанные с Евангелием, так и такие, которые соотносятся с Евангелием лишь опосредовано, например, темы, посвящённые здоровому образу жизни. В апостольскую эпоху не было такого многообразия предметов для проповеди, и всякая проповедь была посвящена Воскресшему из мёртвых Господу нашему Иисусу Христу. Одна из первохристианских проповедей звучит сегодня во время литургии в православных храмах, её автор — апостол Пётр, и взята она из 3-й главы книги Деяний святых апостолов.
Глава 3.
19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Эта проповедь апостола Петра была обращена к иерусалимским евреям, которые стали свидетелями исцеления хромого от рождения человека. Конечно, такое исцеление не могло не впечатлить, ведь, с одной стороны, все люди прекрасно знали больного, они видели его на протяжении многих лет просящим милостыню у Красных дверей Иерусалимского храма, с другой, невозможно представить, чтобы кто-то, кто никогда не мог ходить, у кого не было ни физической возможности передвигаться на своих ногах, ни необходимого для этого навыка вдруг не только пошёл, но и, как свидетельствует книга Деяний, начал скакать (Деян. 3:8). Значительно проще представить, что новорождённый тотчас после своего появления на свет отправился на сцену Большого театра танцевать «Лебединое озеро». Апостол Пётр не стал мешкать, и всеобщее изумление использовал как возможность для проповеди Того, Чьей силой произошло это невероятное исцеление, то есть Христа Спасителя.
В своей проповеди апостол Пётр сделал несколько отсылок к книгам Ветхого Завета, эти отсылки были крайне важны для его аудитории, которая, напомню, была исключительно еврейской. Потомки праотца Иакова долгое время не были единым народом, да, они ощущали своё родство, но не более того, до появления Моисея они не были способны к консолидации, Моисей всё изменил, он дал еврейскому народу заповеди, исполнение которых и определяло, принадлежит человек к избранному Богом народу или нет. Грубое нарушение заповедей или же пренебрежение ими автоматически отторгало человека от народа, и, напротив, чужой по крови человек мог войти в число избранных Богом людей тогда, когда он начинал жить по заповедям. Моисей не только дал заповеди, сформировавшие еврейский народ, Моисей ещё и сказал, что данный им самим по внушению Божию закон имеет свои пределы, он достигнет их тогда, когда Бог воздвигнет «иного Пророка», то есть Христа Спасителя, именно на это пророчество Моисея, зафиксированное книгой Второзаконие, и сослался в своей проповеди апостол Пётр: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему» (Втор. 18:18).
Лучшие представители израильского народа веками ждали исполнения этого обетования, понимая, что жизнь в рамках установленного Ветхим Заветом обряда не способна насытить душу человека богообщением, не способна она и даровать благодать Духа Святого, следовательно, не может она и вернуть человека в состояние райского блаженства. Для всего этого нужен кто-то, кто будет выше Моисея, кто даст иной, превосходнейший, закон, именно этого Человека всеми силами проповедовали апостолы, ведь они своими глазами видели, что Бог воплотился, пострадал и воскрес, и через это Он открыл путь каждому человеку в Царство Небесное.
Апостола Петра многие поняли, но ещё большее число людей предпочли принесённой Христом свободе привычную жизнь в рабстве закону. Это их выбор, их право. Однако опыт двух тысячелетий христианства показывает, что лучше всё же отдать предпочтение Христу и Его Царству.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византийский эпос». Арсений Миронов
Гостем программы был доктор философских наук, ректор Университета имени Разумовского Арсений Миронов.
Разговор шел о Византийском эпосе, как возникали древние эпические сказания, какими были их герои и как менялись их образы от языческих к христианским
Ведущий: Дмитрий Володихин
«Путь иконописца». Мария Глебова
У нас в гостях была доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Мария Глебова.
Наша гостья рассказала о своем пути к вере и знакомстве с отцом Иоанном Крестьянкиным, об удивительных людях, повлиявших на ее путь в иконописи, а также о своем участии в работе над созданием иконы Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья