Евр., 315 зач., VII, 1-6.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В Библии есть персонажи, которые по сей день не оставляют в покое исследователей, — и об одном из таких напоминает нам апостол Павел в отрывке из 7-й главы послания к Евреям, который читается сегодня в православных храмах во время литургии.
Глава 7.
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
Мелхиседек — едва ли не самый загадочный персонаж во всей Библии: он упоминается впервые в книге Бытия в истории с праотцем Авраамом — когда после победы Авраама его встречает некий священник Бога Всевышнего с хлебом и вином — которому, в свою очередь, Авраам отдаёт десятую долю отнятой у врагов добычи. Второй раз это имя встречается в 109-м псалме Давида, где речь идёт уже о Мессии — «священнике вовек по чину Мелхиседека».
И это — представляете себе! — всё, что мы знаем. Конечно, существует немало разных апокрифических преданий, литературных фантазий — но всё это настолько неубедительно и ни на чём не основано, что вообще не заслуживает внимания. Гораздо важнее то, что в послании к Евреям — отрывок из которого мы и слышали сегодня — апостол Павел очень подробно опирается именно на этот, казалось бы, совсем небольшой эпизод книги Бытия — для обоснования исключительности Иисуса Христа как совершенно уникального, ни с кем не сравнимого, посредника между Богом и человечеством.
На самом деле, перед нами — интереснейшее явление: ещё одно подтверждение того, что вся Библия — это действительно Слово Божие, Откровение Самого Господа Бога, на протяжение тысячелетий разными способами, через разных людей, передававшего важные послания всему человечеству. Зачем было Моисею как автору книги Бытия — оставлять этот совершенно непонятный, никак не объяснимый, эпизод с очень странным «царём Салима» — про которого ни ранее, ни позже нигде не будет упомянуто? Ответ может быть только один: потому, что так было задумано Самым Главным Автором этой Книги — Богом. Только Он Один и знал, что пройдёт много сотен лет, пока в лице Иисуса Христа, Сына Божия, откроется смысл этой встречи Авраама и Мелхиседека.
Я бы привёл такое сравнение. Знаете ли вы, что такое — «закладные конструкции»? Это некие детали, вкладываемые в фундамент, стены и так далее — во время стройки. К ним впоследствии привязываются другие элементы строения — но прежде, чем их заложить, надо чётко понимать, где именно они должны находиться и какую функцию будут впоследствии выполнять. Другими словами — нужен чёткий проект. История с Мелхиседеком — тоже такая своего рода «закладная конструкция», оставленная Моисеем, и актуализированная уже только в эпоху Нового Завета, когда на неё смог опереться апостол Павел.
Но в сегодняшнем упоминании Мелхиседека есть ещё один важный момент. Сама фигура загадочного царя, при этом названного «священником Бога Всевышнего» — яркий пример того, что я назвал бы «зазором», «пространством» или «воздухом» для тех действий Божественного Промысла, о которых нам ничего не известно. То, что в библейской истории вдруг то там, то здесь появляются какие-то странные, загадочные, а порой и вообще неоднозначные персонажи — которые потом неожиданно вплетаются, например, в родословную Иисуса Христа — однозначно свидетельствует о том, что у Бога много разных путей, неведомых нам, для выстраивания своей, неподвластной нам, логики. То, что может казаться нам простым и однозначным, для Бога может быть развёрнуто в совершенно иной, невероятной для нас, перспективе. И это — замечательно: значит, даже в самой, казалось бы, тупиковой с любой точки зрения ситуации, всё равно остаётся шанс, что у Бога — выход будет найден! И, возможно, именно этот, неведомый для нас выход, и окажется самым лучшим в итоге с любой точки зрения!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема