Кол., 250 зач., I, 12-18.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов.
Есть такая поговорка: «Человека можно вывести из деревни, а вот деревню из человека — гораздо сложнее». Нет, я очень люблю деревню и всё, что с ней связано, — но своя правда в этом выражении есть: внешний контекст сменить гораздо проще, чем перенастроить внутренний мир, чтобы преодолеть неизбежный конфликт между внешним и внутренним.
В отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня за литургией в православных храмах, нам объясняется, что сделал Бог для того, чтобы христиане не ощущали себя «деревенщиной» и «самозванцами» среди маститых наследников Божественных обетований — иудеев.
Глава 1.
12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
Чтобы ответить на обозначенный выше вопрос — а что именно сделал Бог для христиан, чтобы они не ощущали себя непрошенными гостями на чужом празднике, — нам потребуется греческий текст послания — а точнее одно слово, переведённое на русский как «призвавшего». В славянском переводе это «удовлившего», в греческом — ικανωσαντι — от глагола ίκανόω — делать достаточным, определять, утверждать. Вы чувствуете, какая огромная разница в смыслах — между «призывать» и «делать достаточным», «удовлять»? А ведь именно это понятие здесь — ключевое!
Святитель Феофан Затворник так поясняет это словоупотребление в тексте послания: «Пусть бы, например, царь человеку небольших дарований поручил какое-либо начальствование; но достоинство он дал, а способности вести дело начальствования он не мог дать. Оттого такому человеку честь обращается в посмешище. Но если бы он и достоинство дал ему, и сделал его способным занять почётное место и годным к управлению; тогда это была бы настоящая честь».
Что это означает для нас, христиан, на практике? Очень много! Кратко я бы сформулировал идею святителя Феофана так: став членами Церкви, у нас нет... оправдания в собственном непотребстве!
Я уже слышу рой возмущения: да как же так, мы же все — недостойные грешники, у нас всё криво-косо, и на том и стоим! Как же так — нет нам оправдания? Но апостол однозначно утверждает: Бог, призвавший нас из тьмы к свету, — не только «поманил» чем-то привлекательным — но и полностью обеспечил нас всем необходимым для достижения этой цели!
Что я имею в виду? То, что в Церкви каждый верующий имеет доступ к богатейшему арсеналу средств, благодаря которым мы и можем открыться навстречу освящающей Силе Божией — благодати Святого Духа. Любая молитва, любое священнодействие, любая добрая церковная традиция — всё направлено на то, чтобы раскрыть в каждом из нас тот дремлющий потенциал святости, без раскрытия которого мы так и будем находиться в отдалении от Христа Спасителя. Бог не только «позвал», но и «удовлил», обеспечил нас всем, что требуется для благополучного совершения нашего духовного пути: и, если где-то мы испытываем острый недостаток или сбиваемся с пути, или куда-то исчезают силы — это не вина Бога, а наша, человеческая, проблема. Но — и это очень и очень вдохновляет! — Бог как Любящий нас Отец — обеспечивает нас всем необходимым не «в край», а с очень большим запасом: Ему для нас ничего не жалко! Значит, даже где-то оказавшись не очень бережливыми и рассудительными, мы всё равно имеем реальную возможность дойти до заповеданной цели!
Вот почему не стоит удивляться, отчего в церковной традиции может показаться определённый «излишек» всего: молитв, икон, традиций и много чего остального. Нет здесь ничего «лишнего»: всё может быть употреблено на пользу, и всему есть своё предназначение — избирая которое, каждый из нас и определяет именно свой, уникальный, путь к святости!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Олень Эдик. Дарья Кравченко
Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё дорогу к храму. Возили на службы ко причастию. Не читали длинные проповеди о вере, но утром вместе молились перед тем, как съесть манную кашу, на ночь читали детскую Библию, рассматривали картинки и отвечали на вопросы о Боге. Мы ждали, пока Ариша сможет осознанно обратиться к Богу. И вот однажды она потеряла свою любимую игрушку — плюшевого оленя Эдика.
Олень — не просто мягкая игрушка нашей Ариши, он — член нашей семьи! Плюшевый друг не раз выручал в длинных поездках, часто был хорошим компаньоном во время обеда, вместе с ним мы делали болючие прививки. Наш старенький друг всегда был готов подставить плечо! Каждую ночь Аришка засыпала только с ним. Обычная игрушка, стала неотъемлемой частью нашей жизни!
Однажды после воскресной службы мы отправились в магазин, чтобы побаловать Аришу. Дочка настолько была увлечена выбором шоколадных конфет в магазине, что не заметила, как уронила свою любимую игрушку. Мы пришли домой, разделись, отдали Арине купленные подарки, и тут... мы с мужем переглянулись. Оленя нет. «В сумке есть? Может в пакете?» — озадаченно спрашивала я. «Судя по всему потеряли...» — тихо ответил супруг.
Конечно Арина расплакалась по поводу пропажи оленя. Не успокоить. Для нашей семьи — это была настоящая драма, потому что заснуть без него не сможет, в детском саду будут слезы, обеденный сон без игрушки тоже не состоится. В общем, целый набор неприятностей из — за плюшевого оленя нам был обеспечен.
Муж побежал в магазин, несмотря на то, что надежды найти игрушку в крупном супермаркете практически не было. Но вдруг кто-то нашел.
Смотря, на рыдающую Аришку, я сказала: «Иди к иконкам и попроси у Боженьки вернуть Игоря». Арина побежала в комнату с иконами и начала лепетать: «Бога, дай мне Эдю». Еле выговаривая, она повторяла слова, как молитву. В тот момент я сама молила лишь бы этот олень нашёлся!
Через 10 минут позвонил муж и сказал, что везет игрушку домой. Оказывается, кто-то случайно подобрал Оленя и оставил на кассе в магазине! Радости не было предела. Тогда мне вспомнились слова Владыки Василия Родзянко: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». С тех пор у Арины с Боженькой особые отношения.
Ариша спрашивала «Когда мы пойдем к Боженьке?». И мы ехали в храм. С вечера мы выбирали наряд для похода на литургию. Вешали на стульчик платье и косынку. Мы приезжали за час до причастия, чтобы она понимала, где она, и что будет происходить на службе.
В храме девочка крестилась иногда правой иногда левой рукой, пела церковные песни на свой лад, но с чистым сердцем. Я не дергала, не заставляла поменять руки или петь чуть тише во время службы. В те минуты, когда она своим чистым детским сердечком молилась, я тихо умилялась со стороны. Перед сном вместе с Ариной мы пели короткие «Господи помилуй».
Пройдет еще несколько лет, и мы отпустим Аришу во взрослую, такую прекрасную, непредсказуемую жизнь. И главными людьми в ее жизни будут уже не папа с мамой, а друг Саша или верная подруга Аня. А мы будем надеяться, что Арина не забудет дорогу к храму и с Божьей помощью сохранит, ту чистую, искреннюю веру в Бога.
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
17 мая. О значении Акта о каноническом общении
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали «Акт о каноническом общении».
О значении этого события, — протоиерей Артемий Владимиров.
17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков.
О её подвиге, — священник Августин Соколовски.