Когда я был ещё неофитом, то есть только переступал порог храма, для меня было непонятно, что значат слова «Церковь — это люди». Да, умом я, вроде, понимал. Но чувствами не мог это постичь.
Я ходил в храм. Молился, причащался, а потом шёл по своим делам. Никого я особо не знал, из-за этого, бывало, просто физически холодно. Казалось, что я прихожу только к Богу, а люди... Они тоже приходят, но мы все порознь.
Однажды, от моего храма была организована паломническая поездка на Русский Север. Меня это заинтересовало. Собралась небольшая группка из прихожан. Все рассредоточились по своим компаниям, общались, смеялись, а я сидел один с каким-то неловким чувством отчуждённости.
Мы подъехали к Кирилло-Белозерскому монастырю на рассвете. Холодное утро ещё больше заставляло съёжиться и кутаться. Предстояла ранняя литургия.
Зашёл в храм, остановился чуть поодаль от своей группы и стал молиться, краем глаза посматривая на них. Хотел пересилить себя, подойти, заговорить. Когда уже наступило время причастия, я встал ближе к своей группе в очереди.
Причастился, и стоя у столика с запивкой, смотрел в глаза людей, поздравлявших друг друга с принятием таинства. Один мужчина, который ехал с нами, подал руку и сказал: «Брат, с причастием». Я тоже стал поздравлять. Видел, как от этого сёстры сияли от счастья. Они мне также отвечали. И в этот момент сломалась какая-то внутренняя стена. После литургии, выйдя из храма, мы ближе стали знакомиться. Стало намного легче начать разговор. Так паломничество прошло отлично.
Вернувшись из поездки, мы продолжили общаться. Теперь мой храм, куда я ходил каждое воскресенье почти по привычки, стал для меня домом, и теперь я уже не спешил убегать по делам. Мы вместе с братьями и сестрами оставались в трапезной. И благодаря усилию и помощи Божьей я смог не только понять, но и почувствовать, что значит выражение «Церковь — это люди».
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







