
Татьяна Любомирская
Когда я впервые увидела Свету, то в буквальном смысле вытаращила глаза. Ну и особа! Количество косметики на ее лице напоминало карнавальную маску. Джинсы изобиловали дырками, стразами, аляповатыми нашивками. В ушах как сигнальные флаги на мачтах болтались гигантские, ядовито-розовые серьги. Вдобавок Света курила какие-то особенно едкие сигары, отчего стоять рядом с ней было попросту неприятно.
— Ну что, девчонки, как жизнь? — Выдыхая из ноздрей клубы удушающего дыма, хрипло крикнула она. — Я Света. На лошадках будем кататься?
Мы с подругами переглянулись. Мы были в отпуске, в маленьком горном поселке, и эта особа работала зазывалой на верховые прогулки. Прокатиться мы бы хотели, но явно не здесь. Редко когда человек с первого взгляда производит такое негативное впечатление. Это был тот самый случай.
— Нет, спасибо, — презрительно протянула одна из моих подруг.
— Пошли отсюда скорее, — прошептала другая.
И мы ушли, гордо задрав головы и ощущая свое превосходство. Ушли к соседней палатке, где точно также можно было арендовать лошадей. На глазах Светы мы договорились о прокате и заплатили деньги ее конкурентам. Она внимательно наблюдала за нами, а когда мы случайно встретились глазами, улыбнулась и помахала рукой.
Я выдавила в ответ микроскопический кивок и резко отвернулась, чтобы не поощрять возможный диалог. С такой девицей мы точно не поладим.
Верховая прогулка прошла прекрасно, и мы возвращались назад уже вечером. В горах темнеет быстро, и несмотря на довольно ранний час, улицы крошечного поселка были пустынны и неуютны. Сквозь плотную вязкую темноту мы едва различали дорогу, подсвечивая себе путь фонариками.
И тут внезапно из-за угла на нас выскочили два темных силуэта. Мы в ужасе отпрянули. Силуэты были крупными, мужскими, а сильный запах перегара подсказывал, что незнакомцы были пьяны. Нам стало по-настоящему страшно...
— Эй, девочки, вы туристки? — Заплетающимся языком пробормотал один из них.
— Как отдыхается?.. Порядок? Чего молчите-то, девочки? Мелочью не поможете?
— Нет у нас ничего, — пискнули мы.
— Что, даже мелочи нет? Почему такие жадные-то, а? — Угрожающе шагнул в нашу сторону один из мужчин.
Мы уже готовы были бежать куда глаза глядят, но тут в окне соседнего дома вспыхнул свет, входная дверь отворилась и на крыльцо вышла наша давешняя знакомая, Света. Она по-прежнему была одета в свою нелепую, кричащую одежду, а ярко подведенные черным карандашом глаза напоминали глаза панды. Но сейчас она показалась мне самым симпатичным и приятным человеком на свете.
— Эй, чего к девочкам пристаете? А ну-ка марш отсюда! — Гаркнула она.
— Да ты чего, Свет, мы только пошутили, — заныли они.
— Давайте, давайте отсюда! Нечего моих девчонок пугать! Не обращайте на них внимания, девочки. Больше они к вам не сунутся. Вы с верховой прогулки, да? Поздно вернулись. Замерзли наверно? Может, хотите чаю?
И она дружелюбно улыбнулась.
Не знаю, как мои подруги, а я почувствовала такой стыд за свои прошлые мысли, что залилась жарким румянцем. Смущенно благодаря нашу спасительницу, мы хотели отказаться от приглашения, но Света была неумолима. В уютной, теплой кухне она заварила травяной чай, нарезала кусками еще горячий сырный пирог и усадила нас за стол. Потом к нам присоединился ее муж, который смотрел на Свету влюбленным взглядом. Для него она была самой красивой девушкой на свете. Мы сидели, болтали, смеялись, и нам было так хорошо и весело!..
Теперь, вспоминая Свету, я думаю о тех людях, которые встречались на моем жизненном пути и на которых я с такой легкостью вешала ярлыки: этот глупый, тот странный, третий не так одевается... И все эти мысли сопровождаются чувством собственного превосходства. Я-то не такая! И я в самом деле не такая. Заглядывая в свою душу, я понимаю, как мало расположена к людям. Увидев, что другому человеку угрожает опасность, я бы, скорее всего, прошла мимо. «Ведь это не мое дело, — сказала бы я себе. — Что могу сделать я, девчонка? Пусть помогают мужчины, спецслужбы — кто угодно, но не я». И когда я отворачиваю голову от чужой беды, кто-то другой, кто выглядит «не так», приходит на помощь.
Может быть, в глазах Бога это я выгляжу не так?
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 158 зач., XV, 1-11

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Церковное предание» — это выражение постоянно звучит из уст церковных проповедников. Оно регулярно встречается в религиозной литературе. Авторитеты православной традиции не перестают напоминать верующим, что для спасения души необходимо придерживаться церковного предания. Не стоит отступать от него. Но что такое церковное предание? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо́льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Обращаясь к христианам города Коринф, апостол Павел напоминает им о Евангелии и призывает их строго придерживаться его. Из его слов следует, что это необходимо для спасения. Евангелие для Павла не книга, в которой рассказывается о жизни Иисуса Христа. Когда он писал это послание, такой книги ещё не было. Евангелие — это нечто, что Павел передал коринфянам. Отсюда и происходит слово «предание». Предание — нечто переданное. И для апостола Павла это переданное — синоним слову «Евангелие». Что же такое передал апостол коринфянам? Что же он понимает под Евангелием и преданием?
С одной стороны, это определённая информация. Так Павел упоминает о смерти Христа за грехи людей, о Его погребении и воскресении, о Его явлении апостолам, о том, что всё это произошло в точности так, как предсказывали древние пророки. Затем он вспоминает о событиях, произошедших в Церкви после вознесения Спасителя. О том, как проповедь христианского учения распространялась по Палестине. Об организации первых общин. О своём собственном приходе в Церковь. Одним словом, Павел под преданием понимает то, что мы можем прочитать в священных книгах, услышать от авторитетных священников и проповедников. Это факты священной истории и вероучительные истины.
Однако, с другой стороны, предание — это не только информация. В заключительных строках прозвучавшего отрывка, Павел несколько раз использует слово «благодать». Он говорит о том, что именно благодаря благодати он есть тот, кто он есть. Иными словами, именно благодать Божия направила события жизни апостола в необходимое русло. Благодаря ей он имеет возможность обращаться к Церкви с проповедью, а церковные общины могут слушать эту проповедь на пользу себе. Чтобы и дальше продолжать двигаться ко спасению верным путём. И это радостный факт. Он означает, что Бог продолжает помнить о Своих людях. Что Он участвует в их судьбах самым непосредственным образом. Ведёт каждого по этой жизни за ручку, словно родитель ребёнка.
В этом и заключается благая весть. Именно так с греческого языка переводится слово «Евангелие». Евангелие в том, что жизнь наполнена благодатным присутствием Бога. Он к нам ближе, чем мы даже можем представить. В полноте ощутить это присутствие стало возможно благодаря жизни, смерти и воскресению Спасителя, а также проповеди апостолов. Именно этот радостный опыт ощущения присутствия Творца апостол и передает верующим. Именно о нём он им непрестанно напоминает. Вот это и есть церковное предание. Это не просто сумма религиозных текстов. Это не просто свод ритуалов и обрядов. Не просто набор умозрительных богословских и философских абстракций. Предание — это образ мысли и жизни в Духе Святом. Спаситель вдохнул его в Своих учеников, а те передают нам. Этот Дух продолжает действовать в Церкви. И в полноте Он становится плотным, ощутимым и переживаемым, когда каждый из нас во всех своих делах, в своей личной ситуации начинает воплощать в жизни заповеди Христова Евангелия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«12-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.15:1-11) и Евангельского (Мф.19:16—26) чтений в двенадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мучеников Флора и Лавра, иконы Божией Матери «Всецарица» (Пантанасса), пророка Самуила, священномученика Иринея Лионского.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
707 человек получили помощь фонда «Ясное дело», пусть добрых историй будет больше

Супруги Надежда Ильинична и Александр Петрович живут в любви и согласии вот уже 43 года и все невзгоды преодолевают вместе. У них свой дом, где чисто, тепло и светло, на стенах развешаны иконы, на столе постелена новая скатерть и лежат сладости к чаю. А ведь ещё недавно такая жизнь казалось им недоступной.
Пару лет назад им пришлось оставить родное село в зоне боевых действий и отправиться в Луганскую Народную Республику. В первые дни после эвакуации пенсионеры ночевали в одной из школ, в спортзале, а потом их устроили в общежитие. Там было сыро и холодно, от переживаний у Надежды Ильиничны случился инсульт. Александр Петрович её выхаживал. Его забота и любовь помогли женщине восстановиться.

Полтора года семья жила без пенсии. Оформить её самостоятельно не получилось, возникли проблемы с документами. Александр Петрович смог найти работу в сельской местности. Платили немного, но это хоть как-то выручало семью.
Однажды о супругах узнали сотрудники благотворительного фонда «Ясное дело». Они смогли восстановить документы пенсионеров и оформить выплаты. Кроме этого, помогли им приобрести небольшой участок земли вместе с домом и огородом. Так, шаг за шагом, Александр Петрович и Надежда Ильинична наладили жизнь заново. Сотрудники фонда поддерживают с ними связь и иногда заезжают в гости. Супруги всегда радушно встречают их с чаем и ароматными пирогами.
За такими добрыми историями стоит огромный труд и слаженная работа: юристов, социальных кураторов, волонтёров и не только. С 2022 года помощь фонда «Ясное дело» получили 707 человек. Поддержите работу проекта и его команды, чтобы как можно больше людей в беде обретали возможность начать новую жизнь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов