Был в моей жизни тяжелый период, когда на душе было тускло, а будущее казалось бессмысленным и лишенным радости. Но самым сложным было сознавать, что все мои беды произошли по моей вине. Если бы я была мудрее, терпеливее, всё могло сложиться по-другому. Отчаяние разъедало сердце, как серная кислота. И только одно еще как-то поддерживало меня наплаву: полгода назад я оплатила поездку в Израиль. Через несколько дней мне предстояло оказаться в главном храме всего христианского мира ‒ Храме Гроба Господня.
Я мечтала, как войду в Кувуклию, и Господь обязательно пошлет мне утешение. Эта надежда светила, как тонкий солнечный луч, помогала жить все эти долгие, серые дни до поездки.
И вот, наконец, я здесь! Сразу же из аэропорта мы поехали в Храм, чтобы приложиться к Святыне, побывать на ночной Литургии. Те, кто был в этом месте, знают, что простоять в очереди к Кувуклии можно несколько часов. Толпа паломников огромная. А перед ночной Литургией — особенный ажиотаж, ибо с началом Богослужения доступ к Гробу Господню перекрывают. Те, кто не успел приложиться, будут вынуждены прийти в другой день. В паломнических группах время расписано очень плотно, и такой возможности может не быть. Поэтому мы все волновались. Уже зная предстоящий график на неделю, мы понимали: сейчас или никогда.
Храм Гроба Господня не такой уж большой. Из-за огромного количества прихожан в нем почти всегда душно. Выстояв полтора часа в очереди и уже оказавшись внутри загородки, что обозначало близость к Святому месту, я вдруг почувствовала сильную дурноту и головокружение. «Нет, нет, только не сейчас!» — мысленно воскликнула я, понимая, что если я выйду из очереди на воздух, то обратно уже не попаду. Но оставаться тоже не было никакой возможности. Сознание меркло, ноги подкашивались. В итоге, как я ни боролась с собой, я упала в обморок. Прихожане и дежурные монахи, привыкшие к таким ситуациям, вывели меня из толпы и посадили на пол у противоположной стены, где было не так душно. Кто-то вложил мне в руки бутылку с водой.
Медленно приходя в себя, я со слезами на глазах смотрела, как другие паломники из моей группы приближаются к Кувуклии. Очень скоро они войдут в это Святое место, а я так и не попаду туда. Так и не смогу ощутить эту благодать, не смогу попросить прощения за свои ошибки и помолиться о помощи и утешении. Ради одной меня никто не станет менять график поездки.
«Это тебе за всё, что ты натворила», — думала я, чувствуя себя полным ничтожеством. «Ты не имеешь права туда входить. У тебя злое сердце и слабая воля. Даже Господь не хочет, чтобы ты подошла к Нему так близко. Сама во всем виновата!».
И тут, хотя до начала Литургии оставалось еще достаточно времени, доступ к Кувуклии вдруг перекрыли. Перекрыли прямо перед нашей группой! Расстроенные люди расходились по разным уголкам храма в ожидании Богослужения. А сопровождавшая нас монахиня утешительно улыбнулась и сказала:
— Ничего страшного, не расстраивайтесь! Раз никто из вас не попал, завтра мы откажемся от одной поездки и еще раз приедем сюда. Вы все сможете приложиться.
В этот момент я ощутила такую уверенность в том, что Господь меня любит, помнит обо мне и слышит мое сердце, что все дурные мысли рассеялись, как дым. Подумать только, ради одной меня Господь задержал тридцать человек! Он знал, как мне нужно получить это утешение, и, как в евангельской притче, оставил девяносто девять овечек и пошел за одной, заблудившейся, чтобы привести ее к себе. И как мудро Он сделал это, не обделив и не позабыв никого из нашей группы. Любовь Бога к нам безусловна, и Он никогда не отворачивается от нас, что бы ни было в нашем прошлом, если мы сами стремимся к Нему вернуться.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер