2 Тим., 299 зач., IV, 9-22.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как пережить трудные периоды в своей жизни? Как не сломаться и остаться верным Богу и людям? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
9 Постарайся прийти ко мне скоро.
10 Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
11 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.
12 Тихика я послал в Ефес.
13 Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.
14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
15 Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.
16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
17 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.
19 Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.
20 Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.
21 Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.
22 Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.
Отрывок, который только что прозвучал, — это часть послания апостола Павла к своему соратнику и другу Тимофею. Павел пишет это письмо из римской тюрьмы в ожидании смертного приговора. Видимо, слушание дела апостола уже началось. Об этом говорят его слова: «При первом моем ответе никого не было со мною». Римский суд начинался с предварительных заседаний, чтобы определить состава преступления и сформулировать обвинения против подсудимого. На этих слушаниях рядом с Павлом не было никого из близких, кто мог бы его поддержать. Это и понятно. Ведь кто захочет объявлять себя другом и соратником человека, которому за его деятельность грозит смертная казнь. А потому апостол остаётся в одиночестве. Очевидно, что это его удручает. Ему тяжко. Ему больно. Ему страшно. Однако в его словах не чувствуется безысходности. В них много надежды на Бога и радостного предчувствия.
Как ни парадоксально, но об этом красочно говорят выражения «все меня оставили», «никого не было со мною» и «дабы я избавился из львиных челюстей». Учёные и толкователи, знатоки Священного Писания, говорят, что всё это небольшие отрывки из 21-го псалма пророка и царя Давида. Важно то, что схожими выражениями молится Христос, когда висит на кресте. То есть в часы одиночества и покинутости Павел держал перед своим мысленным взором Спасителя и его страдания. Точно так же Христа оставили практически все близкие во время его Страстей. Казалось бы, очень печальная картина. Но именно ей вдохновляется апостол. Более того, она придаёт ему смелость и мужество перед лицом смерти. Павел вспоминает, что Христос не сошёл с креста и остался верен воле небесного Отца. Ведь Спаситель знал, что Его предназначение пострадать, умереть, сойти во ад и воскреснуть. Не будет Голгофы, не будет и Пасхи. Это теперь знает и Павел. Он чётко осознаёт, что всё то, что с ним происходит, имеет глубокий смысл. Как ученик своего Небесного Учителя, Он исполняет важную миссию. И Бог укрепляет его на этом пути. Как сам Павел говорит: «Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники».
Судьба апостола Павла — яркое свидетельство, что даже в особо тяжкие минуты, когда нет поддержки от окружающих и мы ощущаем себя в тотальном одиночестве, выстоять помогает осознание цели своей жизни. Это важно для всякого, кто называет себя христианином. Давайте внимательно посмотрим на жизнь апостола Павла. Как и Его Божественный Учитель, он не знал, где главу преклонить, и душа его так же металась в предчувствии страшного конца. Не было в судьбе апостола ни покоя, ни благополучия, к которому так часто стремлюсь я. Зато была цель: во всех Своих делах он исполнял волю Спасителя и самоотверженно, бескомпромиссно служил людям. Именно поэтому в тяжкие минуты, несмотря на смертельную опасность, он не впадал в уныние, но достойно прошел Свой путь через Голгофу к Пасхе.
Поэтому и мне необходимо чёткое осознание, в чём именно заключается моё христианство. Я следую традиции Церкви для того, чтобы моя судьба складывалась благополучно? Чтобы в моей душе были мир и покой? Или я выбираю путь самоотверженного служения Богу и людям во всех своих делах вопреки желаниям своего «я»? От размышлений над этими вопросами и честного ответа на них напрямую зависит качество моего христианства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема