
2 Тим., 299 зач., IV, 9-22.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как пережить трудные периоды в своей жизни? Как не сломаться и остаться верным Богу и людям? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
9 Постарайся прийти ко мне скоро.
10 Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
11 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.
12 Тихика я послал в Ефес.
13 Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.
14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
15 Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.
16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
17 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.
19 Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.
20 Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.
21 Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.
22 Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.
Отрывок, который только что прозвучал, — это часть послания апостола Павла к своему соратнику и другу Тимофею. Павел пишет это письмо из римской тюрьмы в ожидании смертного приговора. Видимо, слушание дела апостола уже началось. Об этом говорят его слова: «При первом моем ответе никого не было со мною». Римский суд начинался с предварительных заседаний, чтобы определить состава преступления и сформулировать обвинения против подсудимого. На этих слушаниях рядом с Павлом не было никого из близких, кто мог бы его поддержать. Это и понятно. Ведь кто захочет объявлять себя другом и соратником человека, которому за его деятельность грозит смертная казнь. А потому апостол остаётся в одиночестве. Очевидно, что это его удручает. Ему тяжко. Ему больно. Ему страшно. Однако в его словах не чувствуется безысходности. В них много надежды на Бога и радостного предчувствия.
Как ни парадоксально, но об этом красочно говорят выражения «все меня оставили», «никого не было со мною» и «дабы я избавился из львиных челюстей». Учёные и толкователи, знатоки Священного Писания, говорят, что всё это небольшие отрывки из 21-го псалма пророка и царя Давида. Важно то, что схожими выражениями молится Христос, когда висит на кресте. То есть в часы одиночества и покинутости Павел держал перед своим мысленным взором Спасителя и его страдания. Точно так же Христа оставили практически все близкие во время его Страстей. Казалось бы, очень печальная картина. Но именно ей вдохновляется апостол. Более того, она придаёт ему смелость и мужество перед лицом смерти. Павел вспоминает, что Христос не сошёл с креста и остался верен воле небесного Отца. Ведь Спаситель знал, что Его предназначение пострадать, умереть, сойти во ад и воскреснуть. Не будет Голгофы, не будет и Пасхи. Это теперь знает и Павел. Он чётко осознаёт, что всё то, что с ним происходит, имеет глубокий смысл. Как ученик своего Небесного Учителя, Он исполняет важную миссию. И Бог укрепляет его на этом пути. Как сам Павел говорит: «Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники».
Судьба апостола Павла — яркое свидетельство, что даже в особо тяжкие минуты, когда нет поддержки от окружающих и мы ощущаем себя в тотальном одиночестве, выстоять помогает осознание цели своей жизни. Это важно для всякого, кто называет себя христианином. Давайте внимательно посмотрим на жизнь апостола Павла. Как и Его Божественный Учитель, он не знал, где главу преклонить, и душа его так же металась в предчувствии страшного конца. Не было в судьбе апостола ни покоя, ни благополучия, к которому так часто стремлюсь я. Зато была цель: во всех Своих делах он исполнял волю Спасителя и самоотверженно, бескомпромиссно служил людям. Именно поэтому в тяжкие минуты, несмотря на смертельную опасность, он не впадал в уныние, но достойно прошел Свой путь через Голгофу к Пасхе.
Поэтому и мне необходимо чёткое осознание, в чём именно заключается моё христианство. Я следую традиции Церкви для того, чтобы моя судьба складывалась благополучно? Чтобы в моей душе были мир и покой? Или я выбираю путь самоотверженного служения Богу и людям во всех своих делах вопреки желаниям своего «я»? От размышлений над этими вопросами и честного ответа на них напрямую зависит качество моего христианства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О социальном служении Церкви

Сегодня 8 июня. День социального работника.
О социальном служении Церкви — протоиерей Константин Харитонов.
Уже от основания Церкви православные христиане всегда в первую очередь стремились к тому, чтобы послужить ближнему: накормить, напоить, одеть, обуть. Социальное служение Церкви — это и есть самое главное проявление любви христианина, не просто на словах, а именно в действии.
Поэтому, когда Господь придёт судить мир, Он спросит нас именно об этом: о том, как мы послужили ближнему. Напоили ли жаждущего, накормили ли голодного, одели ли человека бездомного, не имеющего одежды, посетили ли человека в темнице и так далее.
Именно Господь часто является нам в образе этих страждущих людей. И всякий, кто послужит ближнему, он послужит Господу Богу. Так Сам Господь определил.
Поэтому каждый христианин не просто должен, он обязан жить в служении ближнему: в малом, великом, хоть в чём-то стараться помогать.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О духовном смысле праздника Святой Троицы

Сегодня 8 июня. День Святой Троицы.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий Рыпин.
В этот день мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов, и это является началом существования нашей Новозаветной Церкви о рождении.
И именно поэтому в этом явлении Духа Святого нам открывается полнота бытия Святой Троицы, потому что лицо Бога Отца и лицо Сына Божьего открыты были уже апостолам, они осознавали это, но откровение о Святом Духе для них было ещё пока закрытым, неосознанным ими, не пережитым, и только теперь, в явлении схождения Святого Духа на них, для них открывается эта полнота и торжество Святой Троицы, к жизни которой они теперь способны быть причастны, и, как и мы все, так же в теле Церкви, в её бытии, причастности к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема