
Севак Мирабян
«Кто во Христе тот новая тварь. Древнее прошло, теперь все новое». Много раз эти слова св. Апостола Павла из второго послания к коринфянам привлекали мое внимание. С разных сторон я пытался осмыслить и прочувствовать их.
В вопросах веры и ее истины всегда отдается предпочтение сердцу — внутренней глубинной интуиции. И это действительно так. Святитель Филарет Московский говорил, что вера есть принадлежность сердца, хоть часто начинается с разума. Если сердце мое радовалось и было довольно, то ум хотел осмыслить богооткровенную истину в своем формате. И, как ни странно, мне помогла астрономия. Я с детства очень любил эту тему, а сейчас, кажется, люблю еще больше.
Итак, каждый астроном прекрасно знает, что когда газеты и новостные ленты сообщают о появлении сверхновой звезды, то это не совсем так, а точнее совсем не так. Свет от звезд может доходить до нас сотни и тысячи лет. Когда мы смотрим на Солнце, видим его таким, какое оно было 8 минут и 40 секунд назад. А мы видим это в настоящем для нас времени. Именно за это время солнечный свет, преодолев 150 млн километров, достигает роговицы нашего глаза.
Но ведь можно и наоборот — посмотреть с какой-нибудь звезды на нашу землю и увидеть ее прошлое в режиме настоящего. Солнце — эта самая близкая к нам звезда. А если бы мы, оказались на более далекой звезде, например, Канопусе? От нее до Земли 310 световых лет. Оттуда мы бы увидели, как Петр I проводит административную реформу и побеждает в Полтавской битве. Окажись мы на звезде Бетельгейзе, от которой до нашей Земли 600 световых, то увидели бы, как Жанна Дарк собирает народ Франции. А если выбрать звезду поближе, к примеру, Альфа Центавр, которая всего в 4-х с половиной световых годах от нас, с нее я мог бы увидеть, чем занимался 4 с лишним года назад...
То есть, когда я на Земле сделал что-то, в масштабах вселенной это что-то продолжает делаться тысячи и тысячи лет.
Подобно и в духовной жизни: любой грех, который я совершил, я продолжаю совершать бесконечно, до тех пор, пока не появится что-то, а точнее кто-то качественно превосходящий пространственно-временное измерение.
Христианство говорит, что эта Сила и Этот Кто-то и есть Бог. И что самое важное в христианстве, Бог — это живая личность, открывшаяся нам в Иисусе Христе.
Только Бог, только Его любовь и прощение способны остановить это бесконечно вращающееся колесо греха. Ведь когда Бог прощает, он не глаза закрывает на мой грех и говорит: «мне жаль и ладно, подумаешь, что было, то было», он уничтожает сам грех своей святостью и могуществом. Так как он вне времени и пространства.
Как сказано в Послании Апостола Павла к Римлянам: «Он — единственное и единственный, Кто имеет такую власть называть "существующие как не существующие и наоборот"»
Таким образом, благодаря размышлениям об астрономии моё понимание Божией любви, прощения обрело совершенно новое измерение и наполнило моё сердце благодарностью и любовью к Создателю.
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема