
Ирина Собыленская
Духовная жизнь возможна в любых условиях, но мы часто забываем об этом и рисуем в голове идеальное место, идеальное окружение и условия для нее. Нам кажется, что правильная духовная жизнь возможна только при наличии большого количества свободного времени, при отсутствии проблем дома, на работе и в мире. Мы ждем, когда закончатся домашние дела и когда заснут дети, чтобы приступить к молитве. А дела все не заканчиваются, а дети все не спят. Пойти в храм нам мешает усталость, плохая погода и огромный список покупок. которые нужно совершить. Перед началом Рождественского поста я прочитала сообщение от знакомой: «В этот раз я не буду поститься, нет настроения и вообще все не так, как надо».
А, может быть, наоборот, когда лень, нет настроения, когда тревожно и неуютно, самое время обратиться к Богу? Вступить в пост, начать читать ежедневно Евангелие, достать с полки молитвослов? Господь поставил нас именно на том месте и в том времени, где мы можем принести Ему плоды верности и терпения. Но никто не потрудится над нашей душой кроме нас самих.
Каникулы от духовной жизни, от молитвы и поста, когда нет настроения — только вначале кажутся привлекательной идеей. Но через некоторое время понимаешь: как легко и быстро можно потерять то доброе, что с таким трудом приобреталось. Если раньше молитва с утра и перед сном была приятной традицией, то теперь не можешь себя заставить встать вовремя или находишь предлоги, чтобы быстрее лечь спать. Сначала стремишься следить за собой, за своими словами и отношениями с родными, но стоит дать слабину — и срываешься на крик снова и снова. И с каждым разом все сложнее сдерживаться, не хватает терпения, становишься духовным инвалидом, который не может управлять собственными эмоциями.
Сколько понадобится времени после таких «каникул», чтобы вернуться к изначальному состоянию духовной жизни? Одному Богу известно! И только с Божьей помощью возможно выбраться из этого плена плохого настроения и лени. И как бы нам порой не хотелось отдохнуть от молитв, богослужений и подвигов, не будет от этих «каникул» пользы, только вред.
Не будет идеальных условий для духовной жизни. Как только мы это осознаем, мы начнем воспринимать каждую минуту как возможность для общения с Богом. Причем не только в храме перед иконами, но и в непрестанной молитве внутри себя.
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.