
Ирина Собыленская
Каждый человек приходит к Богу своим путем: кто-то рождается в воцерковленной верующей семье, кто-то узнает о Боге из книг, от друзей, знакомых. Разные бывают ситуации. Все они уникальны и интересны.
Наш с мужем путь к воцерковлению начался с коротких путешествий по городам Московской и соседних областей. Я всегда любила историю, архитектуру, мечтала посетить места, про которые читала в учебниках и книгах. Поэтому в начале нашей семейной жизни мы активно ездили по Золотому кольцу и другим красивым русским городам.
Какая главная достопримечательность практически любого старинного города? Конечно, монастырь, храм или кремль, на территории которого обязательно стоит одна или две церкви. Пропустить такое место невозможно, все дороги и указатели обязательно ведут к нему. А там уже, как говорится, сам Бог велел, зайти внутрь, полюбоваться росписями и иконами, поставить свечи, помолиться.
Я в Бога верила всегда, сколько себя помню. А муж, хотя не отвергал существования высшего разума, относился ко всему духовному и церковному скептически. Поэтому пока я прикладывалась к иконам и мощам святых, он всегда скромно стоял в углу и рассматривал убранство церкви. Продолжалось это довольно долго: мы посетили Звенигород, Коломну, Зарайск, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль — проще сказать, где мы не были.
С какого-то момента я стала замечать, что муж уже стоит не в углу, а ближе к иконам, интересуется мощами, задает вопросы. Прошло время, и он стал тоже прикладываться к иконам и даже различать на них разных святых. Честно говоря, я удивилась — ведь мы особо не разговаривали о духовном, о вере в Бога. А потом именно супруг предложил ходить в храм на регулярной основе. Что мы и делаем до сих пор. Когда я спросила, почему он поменял свое мнение о Боге и церкви, муж ответил, что это получилось само собой.
Я верю, что наши поездки, посещения старинных храмов и монастырей во многом повлияли на него. Невозможно остаться равнодушным, находясь в храмах, в которых столетиями молились верующие, где хранятся православные святыни. Хочется верить, что в одном из этих мест Господь подошел к мужу так близко, что он Его почувствовал и не захотел с Ним расставаться.
Если у вас есть возможность время от времени путешествовать по старинным городам, не упускайте ее. Приглашайте с собой друзей и родных, посещайте вместе храмы, узнавайте о новых святых. Никогда не знаешь, где Господь коснется сердца человека. Возможно, ваша встреча с Ним будет именно там.
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема







