2 Тим., 294 зач., II, 20-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Если Церковь свята, почему в ней есть нехорошие люди? Как к этому относиться? И что делать с негодованием и возмущением по этому поводу? Отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Церковь — это очень неоднородное общество. Есть в ней святые, но есть в ней и люди духовно немощные. Те, кто продолжает в своём поведении, в своих чувствах и мыслях возвращаться в то время, когда в их судьбе ещё не произошла встреча со Христом. Именно об этом и говорит сегодня апостол Павел. Он приводит красочный образ. По его словам, хозяин в доме держит разную посуду. Одна для праздничных обедов, другая для повседневного употребления. Есть в его хозяйстве и ёмкости для отходов. Так и в Церкви. Есть здесь сосуды, наполненные Духом Святым, есть те, кто стабильно держится середины, а есть хулиганы и разбойники, которые постоянно наполняются разного рода нечистотой. Однако Господь терпит их по одним ведомым Ему причинам. Ведь каждому отведена своя роль в замысле Бога. Христос терпел даже Иуду, хотя видел его сердце и знал наперёд, какой выбор он сделает. Но вместо того, чтобы выгнать предателя, Спаситель дал событиям развиваться своим собственным чередом. Он словно подчинился им. Полностью доверился Своему Небесному Отцу. Об этом доверии Господь произносит и притчи. Так, например, притча о пшенице и плевелах рассказывает о том, что добрые злаки и сорняки растут вместе. И отделяют их друг от друга лишь во время жатвы. О том же говорит и притча о неводе. Рыбаки набирают в сеть рыб всякого рода. И лишь тогда, когда вытаскивают её на берег, начинают отбирать подходящее. Этими образами Христос, а вслед за ним и апостол Павел говорят о том, что не наше дело судить об окружающих. Окончательный суд находится в руках Божиих. Отдадим этот суд Господу. Как это сделать? Очень просто — сосредоточиться на своей миссии, а не на тех реальных или воображаемых проблемах, которые нам могут принести окружающие.
Именно поэтому во второй части отрывка Павел призывает каждого из нас следить за собой: воздерживаться от похоти, споров, озлобленности. Стремиться быть со всеми приветливыми, незлобивыми, кроткими. Развивать в себе такие качества, как веру, любовь, миролюбие. Это необходимо, по словам Павла, чтобы мы были годными на всякое доброе дело, то есть чтобы Бог во всякий момент, во всякой ситуации, со всяким человеком мог использовать нас в Своих целях. Иными словами, христианин призван всякий момент своей жизни быть готовым исполнить евангельскую заповедь приносить пользу окружающим его людям. И в первую очередь тем, кто в этом остро нуждается. А больше всего это именно те самые хулиганы и разбойники. Им нужна моя любовь, моя поддержка и моя милость.
Если мы настраиваем себя на подобное служение, если каждый день мы начинаем с молитвы, в которой просим Бога дать нам шанс быть полезным хотя бы одному бедолаге, то парадоксальным образом мы перестаём судить о людях. Нас перестаёт беспокоить, почему Бог терпит того или иного человека или почему Он попустил случиться тому или иному событию. В нас рождается понимание, что это Его планы и зона Его ответственности. А Он всё устроит наилучшим образом. Мы же должны исполнять Евангелие. И тогда наша душа наполнится миром и покоем. Здесь на земле ей откроется Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема