
2 Тим., 294 зач., II, 20-26.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Если Церковь свята, почему в ней есть нехорошие люди? Как к этому относиться? И что делать с негодованием и возмущением по этому поводу? Отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Церковь — это очень неоднородное общество. Есть в ней святые, но есть в ней и люди духовно немощные. Те, кто продолжает в своём поведении, в своих чувствах и мыслях возвращаться в то время, когда в их судьбе ещё не произошла встреча со Христом. Именно об этом и говорит сегодня апостол Павел. Он приводит красочный образ. По его словам, хозяин в доме держит разную посуду. Одна для праздничных обедов, другая для повседневного употребления. Есть в его хозяйстве и ёмкости для отходов. Так и в Церкви. Есть здесь сосуды, наполненные Духом Святым, есть те, кто стабильно держится середины, а есть хулиганы и разбойники, которые постоянно наполняются разного рода нечистотой. Однако Господь терпит их по одним ведомым Ему причинам. Ведь каждому отведена своя роль в замысле Бога. Христос терпел даже Иуду, хотя видел его сердце и знал наперёд, какой выбор он сделает. Но вместо того, чтобы выгнать предателя, Спаситель дал событиям развиваться своим собственным чередом. Он словно подчинился им. Полностью доверился Своему Небесному Отцу. Об этом доверии Господь произносит и притчи. Так, например, притча о пшенице и плевелах рассказывает о том, что добрые злаки и сорняки растут вместе. И отделяют их друг от друга лишь во время жатвы. О том же говорит и притча о неводе. Рыбаки набирают в сеть рыб всякого рода. И лишь тогда, когда вытаскивают её на берег, начинают отбирать подходящее. Этими образами Христос, а вслед за ним и апостол Павел говорят о том, что не наше дело судить об окружающих. Окончательный суд находится в руках Божиих. Отдадим этот суд Господу. Как это сделать? Очень просто — сосредоточиться на своей миссии, а не на тех реальных или воображаемых проблемах, которые нам могут принести окружающие.
Именно поэтому во второй части отрывка Павел призывает каждого из нас следить за собой: воздерживаться от похоти, споров, озлобленности. Стремиться быть со всеми приветливыми, незлобивыми, кроткими. Развивать в себе такие качества, как веру, любовь, миролюбие. Это необходимо, по словам Павла, чтобы мы были годными на всякое доброе дело, то есть чтобы Бог во всякий момент, во всякой ситуации, со всяким человеком мог использовать нас в Своих целях. Иными словами, христианин призван всякий момент своей жизни быть готовым исполнить евангельскую заповедь приносить пользу окружающим его людям. И в первую очередь тем, кто в этом остро нуждается. А больше всего это именно те самые хулиганы и разбойники. Им нужна моя любовь, моя поддержка и моя милость.
Если мы настраиваем себя на подобное служение, если каждый день мы начинаем с молитвы, в которой просим Бога дать нам шанс быть полезным хотя бы одному бедолаге, то парадоксальным образом мы перестаём судить о людях. Нас перестаёт беспокоить, почему Бог терпит того или иного человека или почему Он попустил случиться тому или иному событию. В нас рождается понимание, что это Его планы и зона Его ответственности. А Он всё устроит наилучшим образом. Мы же должны исполнять Евангелие. И тогда наша душа наполнится миром и покоем. Здесь на земле ей откроется Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема