
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), один из самых почитаемых старцев конца ХХ века, был глубоким знатоком человеческой души. Неудивительно, что за духовной поддержкой к нему ехали люди со всех концов страны — тогда ещё Советского Союза. Немало было и тех, кто надеялся получить от отца Иоанна мудрый совет о том, как построить семейную жизнь. И батюшка не раз говорил, что необходимо, чтобы создать и сохранить любящую семью. Его проповеди и наставления на эту тему вошли в сборник под названием «Основание семейной жизни. Размышления и советы архимандрита Иоанна (Крестьянкина)».
Кто-то может возразить: мол, у самого отца Иоанна семьи никогда не было. Фактически, всю жизнь он прожил в монашестве. Однако старец всегда смотрел на любую проблему с духовной стороны. Не были исключением и проблемы семьи и брака. Здесь, как и в остальном, отец Иоанн руководствовался собственным духовным опытом. И, разумеется, опытом Церкви и Священным Писанием. Он считал, что счастье, в том числе и семейное, достигается не материальным благополучием или какими-то другими внешними вещами. Оно обретается, прежде всего, в собственной душе. Об этом старец и говорит на страницах книги.
В первую главу сборника вошли фрагменты из проповедей отца Иоанна. В них он даёт универсальные жизненные советы. К примеру, напоминает о том, что краеугольный камень жизни каждого человека — это Бог. Убери Его из фундамента, и рухнет всё здание нашей жизни. А значит, и жизнь семейную необходимо строить таким образом, чтобы во главе угла всегда оставался Господь. Ведь и Сам Христос говорит в Евангелии: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Наше духовное состояние важно во всякий момент жизни, и особенно в семейных и брачных отношениях, — считал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). В качестве примеров для подражания он приводит святых, которые Духом Божьим укрепляли и облагораживали свою семейную жизнь: праведных Иоакима и Анну — родителей Пресвятой Богородицы; преподобную Иулианию Вяземскую, супругу князя Симеона Мстиславича, которая сохранила верность мужу даже перед лицом гибели.
Семейная жизнь — это искусство, уверен отец Иоанн. И постичь его может каждый, выполняя супружеские обеты: любить, чтить, верно служить, не покидать и беречь друг друга во все дни своей жизни. А помогать супругам будет Сам Господь. Для этого, по словам старца, нужно сделать семью «очагом молитвы». «Надо помнить, что, где двое или трое собраны во имя Божие, там и Господь посреди них. Тогда оживёт дом!» — читаем мы наставление старца на страницах сборника «Основание семейной жизни». И ещё одна фраза архимандрита Иоанна Крестьянкина из этой книги западает в самое сердце: «Берегите семью — это Божие благословение и путь спасения».
Все выпуски программы Литературный навигатор
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема