
2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостольские послания, будучи написанными по совершенно определённым поводам, не дают нам исчерпывающих сведений относительно событий, которые происходили в ту эпоху. Так, читая об оппонентах апостола Павла, мы не имеем возможности с уверенностью сказать о том, кем именно были эти люди и в чём состояла суть их учения. Однако мы знаем, что само христианское учение в те годы подвергалось не меньшим нападкам, чем в наши дни. Знаем мы и то, что в известной нам современной критике христианства нет ничего нового, все эти критические замечания и насмешки известны Церкви как минимум со второго века по Рождестве Христовом. Конечно, может меняться их выражение, может модифицироваться содержание, но суть их всегда одна: критики пытаются доказать, что наша вера — пустышка, что сами христиане — люди, как минимум, недалёкие, а как максимум — злые и лживые. Апостол Павел и его поколение христиан жили среди подобных нападок, и они вынуждены были каким-то образом на них реагировать. Как именно они это делали, можно узнать, к примеру, из 1-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею. Отрывок из этой главы звучит сегодня за литургией в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
В этом отрывке Послания к Тимофею мы не найдём инструкций относительно того, какие действия необходимо предпринимать тогда, когда христиане подвергаются нападкам, нет здесь и примера защитительных слов. У апостола Павла не было иллюзии, будто бы какие-то правильные слова или действия способны устранить критическое отношение к христианам. Такое, в самом деле, невозможно, хотя бы по той причине, что Сам Христос, не сделавший никакого зла, в конечном итоге оказался пригвождённым ко Кресту. Поэтому апостол не полемизирует, а пишет о том, каким образом нужно настраивать самого себя, чтобы никакое внешнее давление не послужило причиной сомнений в вере во Христа.
Во-первых, Павел вспоминает о том, что Бог ему открыл, что есть настоящая и нескончаемая жизнь. Такая жизнь возможна только во Христе, и она не ограничивается рамками физической земной жизни, она простирается в вечность.
Далее апостол написал о том, что он, как и другие апостолы, был призван Христом. Эти слова Павла напоминают нам о словах Самого Христа из Евангелия от Иоанна: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:44). Тот факт, что мы в Церкви, что мы верим во Христа, указывает на призвание от Бога-Отца, а потому факт нашей собственной, пусть иногда и очень слабой, веры — это доказательство истинности Евангелия.
Эти две причины побуждают апостола Павла не стыдиться тех страданий, которые он претерпевает за проповедь Христа Воскресшего. Говоря об этом, апостол использует очень интересный образ, он пишет так: «Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силён сохранить залог мой на оный день» (2Тим. 1:12). Относительно упомянутого Павлом таинственного залога у толкователей нет единого мнения, кто-то полагает, что речь здесь идёт о душе апостола, которую он доверил Христу, кто-то считает, что под залогом следует понимать доверенную апостолу Христом евангельскую проповедь, высказывались так же предположения, что залог означает «все труды и страдания святого Павла за благовестие Евангелия», ещё одно предположение видит в залоге благодать Духа Святого, данную апостолу.
Впрочем, во всех перечисленных толкованиях есть и нечто общее: залог — это то, что было дано для сохранения и преумножения, это может быть и жизнь апостола, которая обрела своё истинное предназначение и смысл в вере во Христа, это может быть и евангельская проповедь, которую необходимо сохранить и преумножить, чем и занимался апостол Павел на протяжении большей части своей земной жизни, но это его дело не было бы успешным, если бы не содействие благодати Духа Святого.
Если же мы примем во внимание дальнейшие слова Послания к Тимофею, которыми апостол призывает своего ученика «держаться образца здравого учения», то станет ясно: залог — это само Христово учение, которое дано нам как некое сокровище, и которое христиане должны хранить и преумножать, не взирая на все перипетии изменчивого мира.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 104. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Бог всегда готов помочь человеку, который к Нему обращается. Он может изменить обстоятельства Сам или дать сил на борьбу тому, кто унывает. При этом важно понимать, для чего Господь это делает? Ответ на этот вопрос звучит в 104-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 104.
1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.
3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.
4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,
6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.
7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.
8 Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов,
9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,
10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
11 говоря: «тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего».
12 Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней
13 и переходили от народа к народу, из царства к иному племени,
14 никому не позволял обижать их и возбранял о них царям:
15 «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла».
16 И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.
17 Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф.
18 Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,
19 доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.
20 Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его;
21 поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим,
22 чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости.
23 Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.
24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его.
25 Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.
26 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал.
27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса [Его] в земле Хамовой.
28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.
29 Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.
30 Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.
31 Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.
32 Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,
33 и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.
34 Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;
35 и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.
36 И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.
37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
38 Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него.
39 Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью.
40 Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.
41 Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим,
42 ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему,
43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,
44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,
45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!
Человеку, который находится в трудной ситуации, свойственно вспоминать уроки истории и задумываться над тем, как изменить обстоятельства к лучшему. Естественно, на этом пути верующие обращаются к Богу, ожидая от Него помощи. Впрочем, учитывая, что у Бога о мире есть Свой замысел, а люди не всегда понимают бедственность своего положения, порой Бог обращается к ним Сам и призывает их пойти по правильному пути.
104-й псалом, который мы сейчас услышали, — один из тех, в котором автор предлагает иудеям вспомнить историю их исхода из Египта и завоевания Ханаанской земли как историю Божьей помощи и поддержки. Традиционно подобные воспоминания возникали в еврейском народе в пленный или послепленный период, когда люди нуждались в поддержке. Проигрыш в войне и пленение в языческом мире рассматривается однозначно как проигрыш богов, которые покровительствовали проигравшему народу. Язычники делали простой и очевидный вывод: боги победителей сильнее. Кроме того, естественным следствием подобного рассуждения было разочарование в своих богах. Но мировоззрение иудеев радикально отличалось от взглядов всех остальных народов. Люди, вышедшие из Египта, знали, что Бог, обратившийся к праотцу их Аврааму, — был не одним из божеств, но Творцом всего существующего. Именно поэтому в сегодняшнем псалме трижды упоминается Авраам и подробно рассказывается об Иосифе и исходе евреев из Египта. Автор делает это для того, чтобы раскрыть одну простую мысль: Бог может спасти человека из беды, как спасал самых разных людей, о которых говорится в Писании. Однако важно, чтобы люди сами понимали, для чего им нужно спасение. Если они стремятся к нему, для того чтобы вернуться к греховной жизни, из-за которой у них и начались проблемы, то стоит ли вообще начинать этот путь? Если же люди готовы смириться перед Богом, Он всегда их поддержит и выведет на верный путь. Чтобы, как говорит псалом, и они «соблюдали уставы Его и хранили законы Его».
Псалом 104. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 104. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 104. На струнах Псалтири
1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.
3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.
4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,
6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.
7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.
8 Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов,
9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,
10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
11 говоря: "тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего".
12 Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней
13 и переходили от народа к народу, из царства к иному племени,
14 никому не позволял обижать их и возбранял о них царям:
15 "не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла".
16 И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.
17 Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф.
18 Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,
19 доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.
20 Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его;
21 поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим,
22 чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости.
23 Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.
24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его.
25 Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.
26 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал.
27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса [Его] в земле Хамовой.
28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.
29 Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.
30 Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.
31 Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.
32 Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,
33 и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.
34 Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;
35 и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.
36 И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.
37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
38 Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него.
39 Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью.
40 Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.
41 Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим,
42 ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему,
43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,
44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,
45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!
28 августа. О Поместном Соборе 1917 года

Сегодня 28 августа. В этот день в 1917 году в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный Собор Русской Церкви.
О его решениях — протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема