
Николая Васильевича Гоголя большинство из нас со школьной скамьи знает как острого сатирика, непримиримого обличителя общественных и человеческих пороков. За этим привычным образом у читателей долгое время не было возможности увидеть другого Гоголя: православного христианина, религиозного мыслителя, автора духовной прозы и даже молитв. Одним из первых эту сторону великого писателя целенаправленно исследовал Владимир Воропаев — литературовед, доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета и председатель Гоголевской комиссии Российской академии наук. Из-под его пера вышло несколько книг о духовном пути автора «Ревизора» и «Мёртвых душ». Одна из них называется «Николай Гоголь. Опыт духовной биографии».
В своей работе Владимир Воропаев предлагает взглянуть на жизнь и твoрчeствo Николая Васильевича Гoгoля сквoзь призму рeлигиoзнoгo мировоззрения писателя. Поэтому особый упор делает на те события и факты в биографии классика, которые связаны с его верой в Бога. В своём исследовании автор опирается на авторитетные документальные источники: например, письма самого Гоголя к родным и друзьям, а также воспоминания современников, близких писателю людей. Из них читатели узнают не только о том, как с течением жизни развивалась и крепла вера Николая Васильевича, но и какое влияние оказала она на его творчество.
Книга Владимира Воропаева «Николай Гоголь. Опыт духовной биографии» — несомненно, глубокая и серьёзная научная работа. И одновременно — захватывающее, увлекательное чтение. Автор не утомляет читателей академическим стилем. Он пишет легко и динамично, предпочитая рассуждениям любопытные факты из жизни Гоголя. Например, из книги можно узнать о том, что живя в 1843 году в Ницце, писатель вёл особую тетрадь, в которой делал выписки из творений святых отцов и учителей Церкви — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина, Кирилла Александрийского и других. А в 1850 году Гоголь побывал в монастыре Оптина Пустынь, где познакомился и беседовал с оптинскими старцами — преподобными Моисеем и Макарием. Посещение Гоголем Оптиной Пустыни описывается в отдельной главе, как и паломничество писателя в Иерусалим.
Николай Васильевич Гоголь был православным христианином, и талант, данный ему Господом, он хотел направить для прославления Бога и на пользу людям. Только принимая во внимание этот важный факт, можно по-настоящему понять его произведения. Такой вывод в своей книге «Николай Гоголь. Опыт духовной биографии» делает Владимир Воропаев, открывая для широкой аудитории нового Гоголя.
Все выпуски программы Литературный навигатор
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема