
Николая Васильевича Гоголя большинство из нас со школьной скамьи знает как острого сатирика, непримиримого обличителя общественных и человеческих пороков. За этим привычным образом у читателей долгое время не было возможности увидеть другого Гоголя: православного христианина, религиозного мыслителя, автора духовной прозы и даже молитв. Одним из первых эту сторону великого писателя целенаправленно исследовал Владимир Воропаев — литературовед, доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета и председатель Гоголевской комиссии Российской академии наук. Из-под его пера вышло несколько книг о духовном пути автора «Ревизора» и «Мёртвых душ». Одна из них называется «Николай Гоголь. Опыт духовной биографии».
В своей работе Владимир Воропаев предлагает взглянуть на жизнь и твoрчeствo Николая Васильевича Гoгoля сквoзь призму рeлигиoзнoгo мировоззрения писателя. Поэтому особый упор делает на те события и факты в биографии классика, которые связаны с его верой в Бога. В своём исследовании автор опирается на авторитетные документальные источники: например, письма самого Гоголя к родным и друзьям, а также воспоминания современников, близких писателю людей. Из них читатели узнают не только о том, как с течением жизни развивалась и крепла вера Николая Васильевича, но и какое влияние оказала она на его творчество.
Книга Владимира Воропаева «Николай Гоголь. Опыт духовной биографии» — несомненно, глубокая и серьёзная научная работа. И одновременно — захватывающее, увлекательное чтение. Автор не утомляет читателей академическим стилем. Он пишет легко и динамично, предпочитая рассуждениям любопытные факты из жизни Гоголя. Например, из книги можно узнать о том, что живя в 1843 году в Ницце, писатель вёл особую тетрадь, в которой делал выписки из творений святых отцов и учителей Церкви — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина, Кирилла Александрийского и других. А в 1850 году Гоголь побывал в монастыре Оптина Пустынь, где познакомился и беседовал с оптинскими старцами — преподобными Моисеем и Макарием. Посещение Гоголем Оптиной Пустыни описывается в отдельной главе, как и паломничество писателя в Иерусалим.
Николай Васильевич Гоголь был православным христианином, и талант, данный ему Господом, он хотел направить для прославления Бога и на пользу людям. Только принимая во внимание этот важный факт, можно по-настоящему понять его произведения. Такой вывод в своей книге «Николай Гоголь. Опыт духовной биографии» делает Владимир Воропаев, открывая для широкой аудитории нового Гоголя.
Все выпуски программы Литературный навигатор
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема