В Сербии есть древний монастырь 13-го века. По названию реки, на берегу которой расположен, этот монастырь именуется Витовница. С обителью неразрывно связано имя подвижника и старца конца ХХ — начала ХХI века — архимандрита Фаддея Витовницкого. Вокруг проницательного, внимательного и отзывчивого отца Фаддея всегда собирались люди. Старец скончался в 2003 году, но и сегодня каждый из нас может обратиться к нему и получить совет и успокоение: достаточно открыть сборник духовного наследия архимандрита Фаддея Витовницкого — книгу, которая называется «Зёрна добромыслия».
Как утверждают те, кто близко знал отца Фаддея, сам он никогда не думал о том, чтобы написать и издать книгу. Но те, кого батюшка утешил в трудную минуту, с кем просто поговорил по душам, запоминали его мудрые слова, а потом записывали. Благодаря этим людям сегодня и мы можем прикоснуться к духовной сокровищнице старца. Его слова по-прежнему звучат живо, сердечно и задушевно; доверительно и тепло.
Удивительно, что разрозненные записи многих лет в итоге сложились в цельную по своей внутренней идее книгу. В первой её главе мы найдём уникальный словарь батюшки Фаддея. Привычные вроде бы слова, но истинное значение многих из них сегодня либо забыто, либо искажено. Старец лаконично и ясно объясняет, что такое любовь, брак, зависть, прелесть, грех и покаяние; почему нельзя держать в себе обиды; зачем нужно смирение.
Вторую главу книги составили изречения святых отцов, народные пословицы и крылатые фразы, которые часто повторял в своих беседах отец Фаддей. Старец произносил их не для красного словца. Простые, но мудрые в своей простоте, эти фразы ярко иллюстрировали суть, которую батюшка хотел донести до своих собеседников: «Чистое сердце Бога видит, а нечистое всего стыдится», «Кто смирен и кроток, у того нет врагов», «Какие у нас мысли, такая и жизнь».
В третьей главе собраны житейские истории, рассказанные отцом Фадеем. Старец часто использовал их для того, чтобы тактично, не задевая человека, показать ему причину его несчастья или недоумения. Так, например, он рассказал забавный и поучительный случай из жизни знакомого священника. Однажды этот батюшка пошел к прихожанину освятить дом. А у того была злющая немецкая овчарка размером с теленка. Батюшка подходит к калитке, открывает, а собака сорвалась с привязи и бежит прямиком на гостя. Все, кто там был, замерли, ожидая беды. А священник вдруг раскрыл собаке объятия. Овчарка подбежала, поставила батюшке лапы на плечи... и стала лизать ему лицо! В своих рассказах и наставлениях архимандрит Фаддей Витовницкий дает читателям возможность посмотреть на себя со стороны, объясняет то, что может показаться непонятным. Подсказывает, что стоит в себе изменить, исправить и усовершенствовать.
В последних главах сборника «Зёрна добромыслия» об архимандрите Фаддее вспоминают люди, которые близко и хорошо его знали. В этих воспоминаниях — неприметный с виду старичок в старом подряснике, который встречает паломников у монастырской гостиницы и благословляет их. И за этой неприметностью, за простотой — невероятная сила духа и молитвы. Она явственно ощущается в словах и наставлениях архимандрита Фаддея Витовницкого. Которые мы найдём на страницах книги «Зёрна добромыслия».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова