
Фото: Piqsels
Даже мало знакомый с европейской историей человек слышал об императорской династии Габсбургов. Габсбурги, ставшие правителями Австрии в 13 веке, вскоре расширили свои владения и находились во главе Священной Римской империи вплоть до 1806 г. Тогда в Европе возникла новая империя, Французская, во главе с Наполеоном Бонапартом. После поражения французского императора Габсбурги частично вернули свое могущество и до конца первой мировой управляли Австро-Венгерской империей. Из-за убийства принца Франца Фердинанда династия Габсбургов сошла на «нет», но не исчезла вовсе. Нынешний испанский король Хуан Карлос — косвенный потомок великого семейства. Габсбурги вошли в историю не только как великие правители, но и как собиратели значимых христианских реликвий. О сокровищнице династии Габсбургов в свое время ходили легенды. Дескать, могущественное семейство сконцентрировало в своих руках наиболее ценные и древние христианские реликвии, которые и давали Габсбургам возможность так долго находиться на вершине власти. Говорили, что могучей династии удалось, например, найти и сделать своим копье, которым были пробиты ребра Христа, а также чашу с Тайной Вечери, из которой Спаситель причащал апостолов. Местом хранения уникальных реликвий был и является замок Хофбург — величественное строение в центре Вены, которое Габсбурги сделали своей резиденцией и жили здесь до момента угасания династии. Сокровищница Габсбургов поочередно захватывалась Наполеоном, Гитлером, американскими военными, но каждый раз возвращалась на свое прежнее место. Сегодня в Хофбурге действует музей, где каждый желающий имеет возможность познакомиться с христианскими реликвиями, собранными бывшими правителями Европы.
Главной реликвией Габсбургов по праву считается так называемое «копье судьбы» — копье, которым по преданию Лонгин-сотник проткнул ребра бездыханного Христа. Копье судьбы представляет собой металлический наконечник копья, сломанный по середине и скрепленный золотой муфтой. Копье хранилось Габсбургами как могущественный талисман, который должен был оберегать и укреплять их власть. Подобное отношение имелось по отношению к копью и со стороны Адольфа Гитлера. Впрочем, напрасно. Как показала научная экспертиза, копье судьбы было выковано в 7 веке и не имеет отношение к событиям Евангелия. Рядом с копьем судьбы в замке Хофбург можно увидеть так называемый «имперский крест» — богато украшенный равносторонний крест-пенал. В него раньше было помещено копье судьбы. Вместе с копьем внутри креста находилась и подлинная частица Креста Христова. Она сохранилась до наших дней и также является экспонатом музея. Еще одной значимой реликвией сокровищницы Габсбургов является чаша Тайной вечери, которая представляет собой довольно большую по размерам чашу с ручками, вырезанную из цельного куска агата. При определенном освещении на дне чаши можно увидеть имя Христа, написанное на латыни. Некоторые исследователи сомневаются, что эта чаша могла существовать во времена Спасителя. Но исторического опровержения подобно тому, какое было сделано в отношении копья судьбы, по-прежнему нет. Смотрители же музея прямо утверждают, что чаша из Хофбурга есть тот самый легендарный Святой Грааль, чаша с тайной вечери, из которой Христос причащал апостолов на последней с ними совместной трапезе. Кроме перечисленных реликвий сокровищница Габсбургов содержит другие, не менее интересные.
Все выпуски программы Вселенная православия
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!